Людмила Абрамова
Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
для педагогов ДОО
на тему:
«Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений».
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка», г. Жиздра
Л. В. Абрамова
Актуальность темы, обоснование ее необходимости и новизны.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В последние годы значительно увеличилось количество детей-логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии.
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста.
Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности, оптимизации всех видов коррекционных занятий. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе нейропсихологические приемы, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.
Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.
Кроме того, нейроигры – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.
Зачем все это нужно? И, какую пользу в логопедии могут принести эти интересные игры?
Во-первых, мы все знаем, что основа всей речи- это ритм (это подтверждено очень многими исследователями). Итак,
«Ритмическая парковка» помогает нам ритмизировать речевую деятельность. Но, пока мы до речевой деятельности дойдем, необходимо научить ребенка в принципе что-то ритмизировать.
После того, как мы научили ребенка ритму в собственном теле, мы переходим на ритм, который может помочь нам что-то сделать руками и (или) речевым аппаратом. И вот такие игры, как: «Ритмическая парковка», «Визуально-ритмическая дорожка», «Ритмический круг», «Логопальцеход», «Веселые гномики», «Балансборд» и многие другие нам в этом помогают.
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми, повысить уровень профессионализма.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических игр и упражнений, способствующих речевому, умственному и физическому развитию дошкольников;
- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками;
-повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Ход мастер-класса.
Проанализировав опыт многих ученых и педагогов, опираясь на учебное пособие Анны Владимировны Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и пособие Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика», создавая и приобретая нейропсихологические игры, мы предположили, что с помощью специальных игр и упражнений можно не только активно развивать познавательные способности дошкольников, но и развивать все компоненты устной и письменной речи.
Преимущества использования нейроигр :
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- снижается уровень утомляемости;
- улучшается моторика рук;
- формируется уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе;
- развитие связной, грамматически правильной речи.
Данный комплекс игр будет полезен всем дошкольникам, особенно детям:
- с нарушениями речи;
- с низкой познавательной активностью;
-рассеянным и невнимательным;
- с поведенческими нарушениями;
- у которых наблюдается зеркальное написание букв и цифр;
-тики и навязчивые движения;
- быстрая утомляемость;
- у которых резкие перепады настроения;
-постоянно путают «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
-плохо ориентируются в пространстве, не может скоординировать движения.
В нейропсихологии важен комплексный подход, где необходимо задействовать разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Это позволяет развивать максимальное количество элементов нервной системы.
Комплекс нейропсихологических игр и упражнение включает в себя несколько блоков:
Дыхательные упражнения;
Глазодвигательные упражнения;
Пальчиковый фитнес;
Речедвигательные игры;
Сенсомоторные игры;
Нейродинамические упражнения.
Практическая часть.
Игра «Визуально - ритмический круг».
Визуально - ритмический круг — это многофункциональный логопедический тренажер предназначен для занятий с детьми всех возрастных групп. Он подходит для развивающих занятий учителей-логопедов, воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, а также для занятий дома.
Визуально - ритмический кру способствует:
- развитию чувства ритма;
- слухового, зрительного и пространственного восприятия;
- развитие мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- развитие связной речи,
-автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
- коррекция слоговой структуры слова;
-запуск речи;
- развитие артикуляционного аппарат;
- обучение грамоте;
- обучение чтению;
- формированию знаний и представлений об окружающем мире.
Варианты использования пособия «Ритмический круг».
Дидактическая игра «Веселые ритмы»
Цель: формировать слоговую структуру слова. Развивать чувство ритма. Автоматизировать и дифференцировать звуки.
Правила игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка ( 1:1, 1:2, 1:3, 1: 2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке.
Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камушка «марблс». Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камушков.
Третий вариант игры: необходимо выкладывать камушки на сегменты круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком.
Четвертый вариант игры: необходимо выкладывать камушки, в определенном заранее ритме, и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида ( например: [са] и [ша], [аш] [ас]) и словах (рак и лак, сок и шок и др.)
Игра «Эхо» («Логопальцеход»)
Цель: повторение слогов в заданном количестве. Регуляция процессов возбуждения -торможения для детей с моторной алалией.
Вариант 1. Описание: Ам-Ам-Ом три шага пальцехода + повторение
Ам-Ах- два шага пальцехода + повторение
Эта игра может предупреждать нарушение звукослоговой ещё на дословесном этапе.
Вариант 2. «Звукослоговая дорожка» для детей с моторной алалией.
Проговариваем слова различной слоговой структуры и шагаем пальцеходом.
Игра «Нейродорожки».
Игра «Клавесы».
Цель: запомнить и повторить ритм, предложенный педагогом.
Игра «Нейровосьмерка».
Все мы знаем,что большую часть информации мы получаем с помощью зрения. Детская глазная мышца подвержена большим нагрузкам. В процессе письма в школе. Чтения и выполнения домашних заданий дома. Добавьте к этому игры и видео на телефоне, просмотры мультиков на телевизоре и компьютере. Ручной балансир направлен на тренировку и развитие глазной мышцы, делает ее более сильной и выносливой при нагрузках. Вместе с этим развиваются навыки периферийного зрения и координации рук. Бесконечная восьмерка максимально эффективно снимает нагрузку с глаз при долгом чтении и письме. Процесс игры с балансиром делает разминку интересной и веселой, после такой тренировки ребенок готов дальше эффективно продолжать занятия. Развивающую игрушку рекомендуют на своих сеансах нейропсихологи, логопеды, остеопаты. В комплекте с нейротренажером уже идут шарики для работы с ручным балансиром и пособие с упражнениями разного уровня сложности для эффективных и разнообразных тренировок.
Нейроигры : «Цветные ладошки», «Цветные ложки», «Цветные квадраты и прямоугольники», «Цветные пальчики», «Ребро-хлопок под музыку», благодаря простоте и увлекательности являются эффективным инструментом для развития речи дошкольников.
Регулярное их использование в педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков речевого развития дошкольников, особенно дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу!
Творческих всем успехов!
Литература.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022г. № 1028)
1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/МГГИ. - М., 2021.
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей /А. Г. Арушанова. - М., 2022.
2. Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение высказывания II Исследование речевого мышления в психолингвистике / Ахутина Т. В., Горелов И. Н., Залевкая А. А. и др. ; отв. ред. Тарасов Е. Ф. — М., 1985.— С. 99-1 16.
3. Архипова Е. Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М. : «Астрель», 2018.
4. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : учебник. М. : АСТ, 2020. 60 c.
5. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4– 6 лет: учебник/ СПб. : Нева, 2022. 160 c.
6. Гончарова К. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 55 c.
7. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М. : Академия, 2018. 672 c.
8. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения : учеб. пособие. Волгоград. : Учитель, 2022. 32 c.
9. Жукова О. С. Нейрологопедические прописи : учимся читать и развиваем речь. М. : Малыш, 2022. 32 c.
10. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М. : АЙРИС-пресс, 2018. 416 c.
11. Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи : учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб. : Литера, 2021. 48 c.
12. Лурия, А. Р. Язык и сознание/ Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.
13. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Творческий центр сфера - М., 2022.
14. Маркина М. Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.
15. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений/ под. Ред. Г. В. Чиркиной. - М. ,2023.
16. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2023.
17. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2022.
18. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет/ сентябрь-январь/- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2019.
19. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет/ февраль-май/- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2022.
20. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения : учебник. М. : Айрис-пресс, 2018. 112 c.
21. Праведникова И. И. Развитие грамматического строя речи : учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 70 c.
22. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – Спб., 2020.
23. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ под. Ред Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. – Спб., 2021.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : 1999. – 720 с.
25. Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики дошкольников со стё ртой формой дизартрии: дис. канд. пед. наук. – М. ,2019.
26. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи (пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей).- М., 2014.
27. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. - М., 2022.
28. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2020. 60 c.
29. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е. И. Тихеева. - М., 1981.
30. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М: 2015.
31. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М: 2011.
32. Устилец А. В. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи. // Логопед в детском саду. – 2004–№2 – с. 52-60.
33. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М, 2015.
34. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника/О. С. Ушакова – М., 2017.
35. Ушакова,О. С. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет)/О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М., 2019.
36. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». – М. : Фолио, АСТ,2000.
37. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие. – М,2016.
38. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. ,Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Програмно-методические рекомендации. – М,2009.
39. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи : Учебно-методическое пособие. – М, 2022.
40. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – Спб. ,2004.
41. Черкасова Е. Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция, М. : «АРКТИ», 2021.
42. Чебыкина Н. Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М. : АСТ, 2021. 80 c.
43. Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи. - М. - Просвещение, 2021.
44. Шадрина Л. Г., Семёнова Н. В. «Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет : Методические рекомендации».