МААМ-картинки

Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений

Людмила Абрамова
Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

для педагогов ДОО

на тему:

«Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка», г. Жиздра

Л. В. Абрамова

Актуальность темы, обоснование ее необходимости и новизны.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений» размещена в разделах

В последние годы значительно увеличилось количество детей-логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) [1], [5]. Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста.

Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность детей и способствуют повышению эффективности, оптимизации всех видов коррекционных занятий. Наблюдая за детьми во время работы по речевому развитию, я сделала вывод, что детям более интересны нетрадиционные методы развития, и решила использовать в своей работе нейропсихологические приемы, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций. Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу учителя-логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.

Кроме того, нейроигры – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

Зачем все это нужно? И, какую пользу в логопедии могут принести эти интересные игры?

Во-первых, мы все знаем, что основа всей речи- это ритм (это подтверждено очень многими исследователями). Итак,

«Ритмическая парковка» помогает нам ритмизировать речевую деятельность. Но, пока мы до речевой деятельности дойдем, необходимо научить ребенка в принципе что-то ритмизировать.

После того, как мы научили ребенка ритму в собственном теле, мы переходим на ритм, который может помочь нам что-то сделать руками и (или) речевым аппаратом. И вот такие игры, как: «Ритмическая парковка», «Визуально-ритмическая дорожка», «Ритмический круг», «Логопальцеход», «Веселые гномики», «Балансборд» и многие другие нам в этом помогают.

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми, повысить уровень профессионализма.

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с использованием нейропсихологических игр и упражнений, способствующих речевому, умственному и физическому развитию дошкольников;

- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе с дошкольниками;

-повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход мастер-класса.

Проанализировав опыт многих ученых и педагогов, опираясь на учебное пособие Анны Владимировны Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и пособие Трясоруковой Татьяны Петровны «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика», создавая и приобретая нейропсихологические игры, мы предположили, что с помощью специальных игр и упражнений можно не только активно развивать познавательные способности дошкольников, но и развивать все компоненты устной и письменной речи.

Преимущества использования нейроигр :

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- снижается уровень утомляемости;

- улучшается моторика рук;

- формируется уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе;

- развитие связной, грамматически правильной речи.

Данный комплекс игр будет полезен всем дошкольникам, особенно детям:

- с нарушениями речи;

- с низкой познавательной активностью;

-рассеянным и невнимательным;

- с поведенческими нарушениями;

- у которых наблюдается зеркальное написание букв и цифр;

-тики и навязчивые движения;

- быстрая утомляемость;

- у которых резкие перепады настроения;

-постоянно путают «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

-плохо ориентируются в пространстве, не может скоординировать движения.

В нейропсихологии важен комплексный подход, где необходимо задействовать разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Это позволяет развивать максимальное количество элементов нервной системы.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнение включает в себя несколько блоков:

Дыхательные упражнения;

Глазодвигательные упражнения;

Пальчиковый фитнес;

Речедвигательные игры;

Сенсомоторные игры;

Нейродинамические упражнения.

Практическая часть.

Игра «Визуально - ритмический круг».

Визуально - ритмический круг — это многофункциональный логопедический тренажер предназначен для занятий с детьми всех возрастных групп. Он подходит для развивающих занятий учителей-логопедов, воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, а также для занятий дома.

Визуально - ритмический кру способствует:

- развитию чувства ритма;

- слухового, зрительного и пространственного восприятия;

- развитие мелкой моторики;

- развитие фонематического слуха;

- развитие связной речи,

-автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;

- коррекция слоговой структуры слова;

-запуск речи;

- развитие артикуляционного аппарат;

- обучение грамоте;

- обучение чтению;

- формированию знаний и представлений об окружающем мире.

Варианты использования пособия «Ритмический круг».

Дидактическая игра «Веселые ритмы»

Цель: формировать слоговую структуру слова. Развивать чувство ритма. Автоматизировать и дифференцировать звуки.

Правила игры: необходимо выкладывать определенную последовательность, в зависимости от этапа работы и уровня развития ребенка ( 1:1, 1:2, 1:3, 1: 2:3 и др.). Также просим ребёнка отхлопать, оттопать, отстучать, отзвенеть количество звуков равное количеству элементов, лежащих в одной ячейке.

Второй вариант игры: разложить в ячейки по 1, 2, 3 камушка «марблс». Предложить детям придумать слова с 1, 2 или 3-мя слогами, в соответствии с количеством камушков.

Третий вариант игры: необходимо выкладывать камушки на сегменты круга и произносить слоги, слова и предложения с заданным звуком.

Четвертый вариант игры: необходимо выкладывать камушки, в определенном заранее ритме, и произносить дифференцируемые звуки в слогах разного вида ( например: [са] и [ша], [аш] [ас]) и словах (рак и лак, сок и шок и др.)

Игра «Эхо» («Логопальцеход»)

Цель: повторение слогов в заданном количестве. Регуляция процессов возбуждения -торможения для детей с моторной алалией.

Вариант 1. Описание: Ам-Ам-Ом три шага пальцехода + повторение

Ам-Ах- два шага пальцехода + повторение

Эта игра может предупреждать нарушение звукослоговой ещё на дословесном этапе.

Вариант 2. «Звукослоговая дорожка» для детей с моторной алалией.

Проговариваем слова различной слоговой структуры и шагаем пальцеходом.

Игра «Нейродорожки».

Игра «Клавесы».

Цель: запомнить и повторить ритм, предложенный педагогом.

Игра «Нейровосьмерка».

Все мы знаем,что большую часть информации мы получаем с помощью зрения. Детская глазная мышца подвержена большим нагрузкам. В процессе письма в школе. Чтения и выполнения домашних заданий дома. Добавьте к этому игры и видео на телефоне, просмотры мультиков на телевизоре и компьютере. Ручной балансир направлен на тренировку и развитие глазной мышцы, делает ее более сильной и выносливой при нагрузках. Вместе с этим развиваются навыки периферийного зрения и координации рук. Бесконечная восьмерка максимально эффективно снимает нагрузку с глаз при долгом чтении и письме. Процесс игры с балансиром делает разминку интересной и веселой, после такой тренировки ребенок готов дальше эффективно продолжать занятия. Развивающую игрушку рекомендуют на своих сеансах нейропсихологи, логопеды, остеопаты. В комплекте с нейротренажером уже идут шарики для работы с ручным балансиром и пособие с упражнениями разного уровня сложности для эффективных и разнообразных тренировок.

Нейроигры : «Цветные ладошки», «Цветные ложки», «Цветные квадраты и прямоугольники», «Цветные пальчики», «Ребро-хлопок под музыку», благодаря простоте и увлекательности являются эффективным инструментом для развития речи дошкольников.

Регулярное их использование в педагогической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие речи, интеллекта и улучшает состояние физического, эмоционального здоровья. Снижает усталость, вырабатывает способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков речевого развития дошкольников, особенно дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу!

Творческих всем успехов!

Литература.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155)

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022г. № 1028)

1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/МГГИ. - М., 2021.

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей /А. Г. Арушанова. - М., 2022.

2. Ахутина Т. В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение высказывания II Исследование речевого мышления в психолингвистике / Ахутина Т. В., Горелов И. Н., Залевкая А. А. и др. ; отв. ред. Тарасов Е. Ф. — М., 1985.— С. 99-1 16.

3. Архипова Е. Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М. : «Астрель», 2018.

4. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников : учебник. М. : АСТ, 2020. 60 c.

5. Ахмадуллин Ш. Т. Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка. 4– 6 лет: учебник/ СПб. : Нева, 2022. 160 c.

6. Гончарова К. Нейропсихологические игры : рабочая тетрадь / под ред. К. Гончаровой, А. В. Чертковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 55 c.

7. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебник. М. : Академия, 2018. 672 c.

8. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО. Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения : учеб. пособие. Волгоград. : Учитель, 2022. 32 c.

9. Жукова О. С. Нейрологопедические прописи : учимся читать и развиваем речь. М. : Малыш, 2022. 32 c.

10. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М. : АЙРИС-пресс, 2018. 416 c.

11. Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи : учебник / под ред Т. Кондаковой. СПб. : Литера, 2021. 48 c.

12. Лурия, А. Р. Язык и сознание/ Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.

13. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Творческий центр сфера - М., 2022.

14. Маркина М. Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005.

15. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений/ под. Ред. Г. В. Чиркиной. - М. ,2023.

16. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2023.

17. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2022.

18. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет/ сентябрь-январь/- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2019.

19. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет/ февраль-май/- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2022.

20. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения : учебник. М. : Айрис-пресс, 2018. 112 c.

21. Праведникова И. И. Развитие грамматического строя речи : учебник / под ред. К. Хаспеян. Ростов н/Д. : Феникс, 2021. 70 c.

22. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – Спб., 2020.

23. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/ под. Ред Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. – Спб., 2021.

24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : 1999. – 720 с.

25. Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики дошкольников со стё ртой формой дизартрии: дис. канд. пед. наук. – М. ,2019.

26. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи (пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей).- М., 2014.

27. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. - М., 2022.

28. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рабочая тетрадь / под ред. Д. Волковой. Ростов н/Д. : Феникс, 2020. 60 c.

29. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Е. И. Тихеева. - М., 1981.

30. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М: 2015.

31. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М: 2011.

32. Устилец А. В. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи. // Логопед в детском саду. – 2004–№2 – с. 52-60.

33. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М, 2015.

34. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника/О. С. Ушакова – М., 2017.

35. Ушакова,О. С. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет)/О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М., 2019.

36. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». – М. : Фолио, АСТ,2000.

37. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие. – М,2016.

38. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. ,Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Програмно-методические рекомендации. – М,2009.

39. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи : Учебно-методическое пособие. – М, 2022.

40. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – Спб. ,2004.

41. Черкасова Е. Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция, М. : «АРКТИ», 2021.

42. Чебыкина Н. Н. Нейрологопедические прописи для развития речи. М. : АСТ, 2021. 80 c.

43. Чиркина Г. В. Коррекция нарушений речи. - М. - Просвещение, 2021.

44. Шадрина Л. Г., Семёнова Н. В. «Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет : Методические рекомендации».

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений
Опубликовано: 4 апреля 2024 в 10:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников посредством нейропсихологических игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абрамова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД