Татьяна Соловьёва
Развитие речи дошкольников через ручной труд
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РУЧНОЙ ТРУД».
Т. Ю. Соловьёва
МБДОУ №26 «Гвоздика» г. Калуги
Аннотация. В статье раскрывается творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта, игр, труда и отдыха. Это обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребёнка, важнейшее средство умственного, художественно – эстетического развития и нравственного воспитания.
Публикация «Развитие речи дошкольников через ручной труд» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: словарный запас, связная речь, ручной труд, моторика пальцев рук, дети, речь.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира.
Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный объем сведений, но должно развить в нем своеобразную творческую личность уже на первых этапах ее становления.
Конструирование и ручной труд – особые формы собственно детской деятельности. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждают детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно речевую и словарную работу можно органично «вживлять» в занятия по обучению продуктивной деятельности.
В дошкольном возрасте дети получают первые представления в познании свойств различных материалов, овладевают разнообразными способами практических действий, приобретают ручную умелость, учатся ее планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своей и чужой работы.
На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:
1. Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, садовых цветов, фасоль, горох)
2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)
3. Бумага ( различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
4. Ткань, проволока, вата, целлофан, поролон и т. д.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, ёлочные украшения.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, наждачной бумагой, клещами.
Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки, условной мерки, замечать пропорциональные соотношения предметов, которые они изготавливают (например, подбирают одинаковые по длине палки, фанерки и т. д).
Работа с природным материалом - листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр. - дает педагогу возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность.
Интересна технология изготовления поделок из бросового материала - из ненужных вещей. Например, пустые коробки из-под обуви, конфет, печенья, спичек, картона, поролона. Работая с этим материалом, ребенок получает информацию о дополнительном применении предметов, расширяет кругозор, учится моделировать, самостоятельно находить варианты их использования. Неоценимая роль этого вида конструирования и для обогащения словаря. Не просто бумага, а ее вид (наждачная, гофрированная, бархатная, гладкая). Через тактильную информацию дети обогащают словарь определений (шершавая, писчая, картонная, газетная, альбомная, гладкая, твердая, мягкая, тонкая, толстая, цветная). Идет пополнение и глагольного словаря: смять, порвать, разрезать, проколоть, склеить, согнуть, намочить).
Дети радуются, когда у них на глазах кусочек бумажки, фантик от конфет превращаются в цветы, игрушки. Дети удивляются, им тоже хочется творить чудеса. Ручной труд - привлекательная работа, которая объединяет детей, развивает их творческие способности, формирует умения и навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни, учит взаимопомощи. Целенаправленные трудовые операции способствуют восстановлению нарушенных функций, наглядность результата дает детям радость творчества. У детей формируется осознание значимости собственной личности за счет оценки результатов деятельности, развивается мелкая моторика пальцев и функция руки, развивается внимание, мышление, речь, расширяется словарный запас, развивается творческое воображение, художественный вкус.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Ручной труд - это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, прежде всего мозга. Умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано в тесной связи с расширением его деятельности.
Мышление шестилетнего ребенка становится наглядно-образным. Тем не менее многие дети познают свойства и особенности предметов, манипулируя с ними. Это значит, что большую часть мыслительных задач ребенок «решает руками», выполняя действия с предметами. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными образами в сложные интегрированные представления. Чем больше действий и проб совершит ребенок, тем скорее он перейдет к наглядно - образному этапу развития мышления, когда он будет оперировать уже не самими предметами, а их образами.
Работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов способствует развитию мелкой моторики, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами.