Мария Нурбобоева
Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь - одно из важнейших условий полноценного развития ребенка - дошкольника. Сформированные речевые навыки облегчают малышам высказывание собственных мыслей, построение отношений со сверстниками, общение со взрослыми. Доказана прямая зависимость показателей развития речи и психического развития малыша, что выводит эту проблему на первый план в воспитательно – образовательном процессе ДОО. Здесь, как нигде, актуален принцип – проще предупредить речевые нарушения, нежели исправить их в последствии.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работая в группе раннего возраста, мы также уделяем особое внимание формированию речи своих воспитанников, заботимся о ее чистоте и правильности, стараемся предупредить и исправить имеющиеся нарушения.
Учитывая особенности восприятия детей на данном возрастном этапе, мы отдает предпочтение игровым методам обучения.
Таким образом, в первую очередь мы акцентируем свое внимание на грамотной организации игрового пространства, которое следует наполнить играми и пособиями, стимулирующими развитие мелкой моторики. Ведь именно она оказывает влияние на стимулирование тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь. Среди них могут быть:
· различные виды театра;
· игры – шнуровки;
· крупные пазлы;
· массажное оборудование;
· развивающие доски и др.
Отдельное внимание следует уделить организации пальчиковых игр. Они вызывают у детей бурю положительных эмоций, мотивируя их повторять несложные стихотворные тексты за педагогом. А одновременная стимуляция развития мелкой моторики делает данный вид деятельности максимально эффективным в плане развития речи.
Следует отметить, что в раннем возрасте не стоит требовать от детей четкой речи. В этот период идет интенсивное накопление пассивного словарного запаса. Задача педагогов – создать условия для его расширения. Здесь окажут помощь такие словесные игры, как «Найди и покажи» (желтый кирпичик, зеленый мячик и т. п., «Помогай-ка» (поставить игрушку в определенное место, принести тот или иной предмет и др.).
Для развития звуковой культуры речи можно применять игры подражательного характера: «Кто как кричит?», «Как шумит ветер?».
Научить детей строить простые предложения можно при помощи таких словесных игр: «Помоги закончить предложение» («Катя надевает…», «На улице …»). Для облегчения деятельности малышам можно предложить картинки с изображением действий.
В заключение отметим, что игровые технологии заметно облегчают детям процесс овладения речью, их применение обеспечивают динамичность обучения и максимально удовлетворяет потребность малыша в самостоятельности: речевой и поведенческой, однако для достижения наилучшего эффекта целесообразно использовать и другие способы.