АнастасияGol
Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор – мощное средство народной педагогики, таящий в себе огромные воспитательные, познавательные, развивающие возможности. Знакомство с устным народным творчеством помогают познать окружающий их мир, развить речь малышей. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. Это потешки, пестушки, прибаутки, сказки, колыбельные песенки, хороводные и подвижные игры. Всё это понятно малышу. Прослушав ритмичный текст потешки, прибаутки побуждают ребёнка хлопать в ладоши, топать ножками, загибать пальчики т. д. Всё это забавляет малыша и организует его поведение. Но, к большому сожалению, в наше современное время очень редко используют фольклор в воспитании младшего дошкольного возраста, а некоторые современные родители даже не знают, что такое фольклор.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наиболее благоприятным периодом для развития речи ребенка является третий год жизни. Именно этот возраст характеризуется качественным скачком в освоении языка и это надо учитывать при постановке речевых задач, решаемых воспитателем. Поэтому в раннем возрасте ведущей задачей является развитие разговорной речи детей. Речь начинает играть важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ребенок продолжает активно познавать окружающий мир, но теперь его познавательная деятельность поднимается на новый уровень установления связей между познаваемыми объектами, что проявляется и в речи ребенка, поэтому педагогу нужно уделять особое внимание, становлению детей раннего возраста, инициативной связной разговорной речи, как средству общения и познания окружающего мира.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать : чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать возможности родного языка, нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком, нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком. Я начала подбирать литературу по своей теме. Мною было найдено и перечитано много статей, очерков, программ, методических пособий, книг по психологии и педагогике для детей раннего возраста и т. д. Анализируя прочитанную литературу можно сделать вывод, что по мнению ученых-педагогов ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью, т. к. у ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении детей с окружающим миром через народные произведения.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызвали у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период использую потешки, как, например:
Кто у нас хороший?
Наша деточка в дому
Кто у нас пригожий?
Что оладышек в меду,
Ванечка хороший,
Красно яблоко в саду.
Ванечка пригожий.
Или перебирая пальчики ребенка, приговаривать:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот - наш малыш,
А зовут его Денис!