Анна Анисимова
Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Анисимова А. А.
Старший воспитатель
МКДОУ детский сад № 6
ст. Новолеушковской
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Начну я своё выступление с того, что немного расскажу о себе.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Свою педагогическую деятельность я начала не так уж и давно, а если быть точной, это знаменательное событие в моей жизни произошло в январе 2019 года. Работать я начала с самыми маленькими детками, в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста.
Вот встречаю я в первый день своих малышей, если честно сказать, меня переполняли эмоции – это был и страх, и любопытство, и тревога и т. п., и среди них была одна девочка, которой было 1,5 годика, и на мой вопрос: «Алиса, давай я тебе помогу переобуться?», на что она мне ответила довольно таки связной речью: «Нет, спасибо, я сама». Вы не поверите, я была так удивлена её чистой, внятной речи! Проведя свой рабочий день, я отметила, что у остальных детей речь недостаточно развита, а если быть точной, они вообще не могли даже ответить «ДА» или «НЕТ» на мои обычные вопросы.
И вот, проработав две недели, проанализировав исходную ситуацию пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приёмы, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию связной речи. Ребёнок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие связной речи в нужное русло.
В ходе работы изучив методическую литературу по данной теме, наблюдая за играми детей, я пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит намного быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определённые знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также они учат их играть. Но самая главная особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме и дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
На занятиях по развитию речи я старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети не уверенные и дети более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами различных сказок («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д.). Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он боится обследования.
Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка я провела диагностику речевой сферы детей. Я проводила следующий тест: показывала ребёнку несколько простых предметов (куклу, мячик, машинку и т. д.) и спрашивала: «Что это?». Диагностические данные обследования я фиксировала через каждые два месяца в специально составленной таблице для того, чтобы видеть, как у малышей развивается речь.
После полутора лет я заметила, что у моих малышей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начали употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.
В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими слово, хвалила, просила повторить ещё раз. К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры. Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «Найди для собачки соответствующую по цвету корзинку», «Найди одинаковую по форме и фасону одежду», «Конструктор», различными мозайками и т. д. После тихого часа и полдника, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшек, рассматривали различные картинки, играли в театрализованных уголках.
Каждый день я проводила индивидуальную работу по развитию речи с детьми по развитию речи : на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читала потешки, сказки.
В своей работе «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3. Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (бегает, летает, ползает, прыгает и т. д.)
4. Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5. Развитие активной речи
6. Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.
7. Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знания, развивают умственные способности.
Мною были изготовлены следующие дидактические пособия :
1. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Игры с прищепками»
2. Игры, способствующие развитию восприятия цвета : «Цветные корзинки», «Подбери пару варежек», «Подбери заплатку к одежде».
3. Игры для ознакомления с окружающим миром: «Разноцветная посуда»
Автор одной из первых отечественных педагогических систем, Елизавета Ивановна Тихеева, сказала: «Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность».
В ходе своей работы мною было замечено, что дети уже через четыре месяца стали гораздо лучше разговаривать, предложения состояли из двух-трёх слов, дети активно произносят новые слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т. д.). Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятиям по развитию речи, стали более активными.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что необходимо создавать обязательно условия для игр:
1. Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.
2. Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.
3. Обеспечить месть для игр.
4. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.
Для себя я сделала вывод, что дидактические игры являются эффективным средством обучения по развитию речи, а группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
Благодарю за внимание!