Юлия Гацина
Опыт работы «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки общения дошкольников с окружающими людьми. Эта задача достигается формированием у детей монологической и диалогической речи.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет быть средством общения.
Публикация «Опыт работы „Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребёнку она присуща ещё в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений
Зачастую при наблюдении в учебно – воспитательной работе с детьми в ДОУ заметно, что беседы с детьми планируются и осуществляются не систематически, говорит в беседе преимущественно воспитатель, а речевая нагрузка детей мала. Детей на занятиях не учат задавать вопросы, формулировать развёрнутые, грамотные ответы. Недостаточно используются игровые ситуации и упражнения на развитие способностей к коммуникации. Занятость родителей, в ряде случаев, их педагогическая безграмотность также не способствует развитию диалогических умений у детей. В итоге дети, пришедшие в школу из детских садов, не умеют строить диалог самостоятельно, имеют недостаточную речевую активность. Поэтому работа по развитию диалога у детей является актуальной, важной и целесообразной.
В младшем дошкольном возрасте речь ребёнка стремительно развивается. Но это развитие происходит только под влиянием взрослого. Поэтому важно, чтобы ребёнка окружали люди, умеющие говорить правильно. Развитие диалога неразрывно связано с другим видом связной речи – монологической, а также с развитием всех компонентов устной речи, практическим овладением нормами речи. Такими как: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования интереса и потребности в чтении. Развитие связной диалогической речи детей в нашей Менделеевской школе - саду происходит как во время непосредственной образовательной деятельности, так и вне её в любое удобное время ; общение воспитателя с детьми может проходить фронтально, по подгруппам и индивидуально.
В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы развитие диалогической речи включается в образовательную деятельность «Коммуникация» направления «Познавательно – речевое развитие». В образовательных задачах программы не делается сильный акцент на обучение связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Это связано с возрастными, анатомическими, психологическими, умственными особенностями развития младших дошкольников.
Программа рекомендует начинать целенаправленное обучение диалогу, начиная со старшей возрастной группы (5 лет, а раннее, младшее и среднее дошкольное детство является подготовительным этапом для этого.
Но ребёнок, родившись, своим криком, первым вступает в диалог с окружающими. Являясь существом социальным, ребёнок с первых дней жизни начинает общаться. Это общение выражается как невербальным (мимика, жесты, так и вербальным (голосовым, речевым) способом. Взрослый помогает этой речи формироваться и развиваться.
В работе по обучению связной речи детей второй младшей группы мной как педагогом ставятся следующие задачи:
Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Предоставлять условия для общения детей друг с другом, поощрять это общение.
Развитие диалога неотрывно связано с развитием памяти, мышления, воображения ребёнка. Педагоги Менделеевской начальной школы – детского сада применяют в работе разнообразные упражнения, задания и игры на развитие этих качеств, что благотворно сказывается и на развитии всех речевых функций.
Для осуществления этих задач в работе с детьми мною используются следующие методы обучения диалогической речи :
1. Разговор (неподготовленный диалог)
При проведении разговоров с самого начала необходимо расположить к себе ребёнка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр. В моей работе я начинаю разговор только в том случае, если ребёнок не знает, чем заняться. Если он увлечён интересным для него делом, то разговор будет неуместным. Разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Важно, чтобы внимание к одному ребёнку не отвлекало педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют. Я стараюсь говорить так, чтобы у ребёнка осталось удовлетворение от того, что его выслушали. Необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.
Содержанием разговоров служит жизнь в детском саду и дома, игры и развлечения детей, уход за животными и растениями, поступки детей, книги, мультфильмы, фильмы и т. д.
2. Беседа (подготовленный диалог)
Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Беседа учит детей логически мыслить. Помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Мы беседуем с детьми, рассматривая иллюстрации книг, предметы, игрушки, наблюдая за природными явлениями и объектами живой и неживой природы, а также о жизненных и бытовых ситуациях, которые близки ребёнку.
В нашей группе созданы благоприятные условия совместного рассматривания картин, подготавливающие детей к пересказу и активизирующие инициативную речь.
В завязке беседы по картине я использую фразы, заключающие в себя моё эмоциональное отношение к изображаемому. Я ввожу в рассказ вопросительные и восклицательные предложения, прямую речь. Сюжет рассказа по картине выстраивается в строгой последовательности, чтобы одно высказывание дополняло и продолжало другое.
3. Чтение литературных произведений
Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Педагоги нашего образовательного учреждения включают в программу русский и зарубежный фольклор: песенки, потешки, сказки. Мы читаем авторские произведения, содержащие диалоги. Такие как рассказы В. Сутеева «Утёнок и цыплёнок», «Кто сказал «мяу»?», «Кораблик»; Я. Тайца «Ага», «Кубик на кубик» и др.
4. Словесные поручения
Ребёнку даётся поручение убрать на место книги, игрушки, помочь товарищу в одевании, показать новому ребёнку игрушки и т. д. Нужно попросить ребёнка повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и её лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь мы используем также игры в поручения «Матрёшка иди вверх – вниз», «Попроси мишку…» и др. Поручения должны содержать одно – два действия.
5. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов
Они направлены на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.
Например, я предлагаю ребё нку ситуацию: «Ты пришёл утром в детский сад. Что ты скажешь ребятам и воспитателю?», «Звонит телефон, ты берёшь трубку, что ты будешь говорить? и др.
6. Разнообразные игры
Сюжетно – ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и т. д. В нашей группе используются такие игры как «Магазин», «Путешествия», «Семья», «Парикмахерская» и другие.
Играя с детьми в группе в словесные дидактические игры, мы закрепляем усвоенные детьми речевые навыки, развивая быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр, которые мы используем в своей работе : «Согласен – не согласен», «Добавь словечко», «Один - много», «Скажи иначе», «Продолжи фразу», «Когда это бывает?», «Правильно – не правильно», «Кто как кричит», «Что изменилось?», различные загадки и др. Игры проводятся с опорой на наглядность и без неё.
Дети нашей второй младшей группы очень любят различные подвижные игры, содержащие диалоги : «Коршун», «Гуси – гуси», «Краски», «Вороны и собачка», «Такой листок, беги ко мне», «Будут на зиму дрова», «Кто у нас хороший?», «У медведя во бору» и др. Они способствуют приучению детей к очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнёров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.
Пальчиковые игры, хороводные игры со словом также способствуют активизации диалогической речи.
Игры - инсценировки и игры – драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст мы инсценируем разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Инсценируются потешки «Похвалялася лиса», «Ножки вы ножки», песенки зарубежного фольклора «Сапожник», «Яблоня, яблоня», отрывки из авторской поэзии и другие произведения. Игры – инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнёрами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
Все эти методы и приёмы успешно используются мной в работе с детьми второй младшей группы и направлены на формирование у детей следующих речевых умений, необходимых в диалоге :
- узнавать, называть, описывать предметы и явления (игра «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»)
- задавать вопросы и отвечать на них (рассматривание сюжетных картин, игрушек, предметов; наблюдения)
- соотносить разные части речи друг с другом, употребляя правильно числа, роды и падежи слов (игра «Один – много», «Добавь словечко»)
- находить ошибки в описании и повествовании и исправлять их
(речевая ситуация «Так - правильно, так – неправильно»)
- развивать актёрские способности, свободно общаться со взрослыми и сверстниками (игры – инсценировки, драматизации)
- быть вежливыми, дружелюбными, уметь выслушивать собеседника.
Педагогам и детям нужно помнить, что «общение предполагает диалог, а его отсутствие – только монолог». (Виктор Груценко)