Елена Рябкова
Развитие речи детей посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений
Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. У таких людей должна быть красивая, грамматически правильная, лаконичная речь.
Речь, голос и слух – это функции человеческого организма, которые имеют огромное значение не только для общения людей, но и для культурного и интеллектуального
Публикация «Развитие речи детей посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
развития всего человечества. Именно слово сделало нас людьми. Развитие речи это чрезвычайно сложный процесс, обусловленный влиянием различных факторов. Речь не является врожденной способностью человека, она развивается на протяжении всей жизни.
Речь – это способность человека произносить членораздельные звуки, из которых складываются слова и фразы (экспрессивная речь, и одновременно осмысливать их, связывая слышимые слова с определенными понятиями (импрессивная речь).
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.
Наиболее эффективной формой организации преодоления речевых нарушений является комплексная работа. Без помощи родителей, естественных учителей, процесс исправления речевых нарушений может затянуться на долгое время. Иначе говоря, следует приложить все усилия к тому, чтобы произношение будущего школьника соответствовало норме – причем позаботиться об этом нужно еще до школы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. С помощью игр закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются
с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.
Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами в которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.
Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения - буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Используя рекомендации известных педагогов О. С. Ушаковой, Г. А. Тумаковой, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.