Марина Лазутина
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в условиях кружковой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Лазутина М. В.
Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Однако в последние годы наблюдается негативная тенденция, выражающаяся в недостаточном уровне развития речи и коммуникативных навыков младших дошкольников. Нередко можно встретить воспитанников четвертого года жизни, речь которых малопонятна для окружающих : дети не произносят или пропускают отдельные звуки, заменяют их другими, не умеют правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ. Следовательно, для полноценного речевого развития детей младшего дошкольного возраста необходимо создавать соответствующие условия. Одним из них может выступать организация кружковой работы в ДОО.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в условиях кружковой работы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Вышесказанное обусловило необходимость организации кружка по речевому развитию детей 4-ого года жизни.
Цель кружковой работы - содействовать развитию речи детей младшего дошкольного возраста (усвоению лексического запаса, грамматических форм, повышению мотивации речевого общения).
Задачи кружковой работы :
Обучающие:
знакомить детей с устным народным творчеством на материале малого фольклора;
учить выразительно читать стихи и потешки;
обогащать и активизировать речь детей;
закреплять умение согласовывать текст с движениями;
Развивающие :
совершенствовать мелкую моторику и познавательные процессы (внимание, память, образное мышление, воображение);
развивать чувство ритма и координацию движений;
Воспитательные:
воспитывать интерес к народному творчеству;
вызывать положительное эмоциональное отношение к героям потешек.
Ожидаемые результаты:
совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
обогащение, уточнение и активизация словаря в соответствии с темой;
правильное употребление грамматических категорий;
освоение элементарных форм связного высказывания (ответы на вопросы по демонстрации действий) и коммуникативных навыков.
Для решения поставленных задач и достижения ожидаемых результатов на протяжении учебного года систематично проводятся кружковые занятия 1 раз в неделю во второй половине дня длительностью 10-15 минут.
Учитывая возрастные особенности младших дошкольников, кружковые занятия имеют следующую структуру:
игровая мотивация (чаще всего появление сказочных персонажей);
дыхательная и/или пальчиковая гимнастика;
упражнения по развитию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи, навыков связной речи;
динамическая пауза;
заучивание и разыгрывание потешек, стихов, загадок, русских народных песен с использованием настольного и пальчикового видов театра.
Темы кружковых занятий запланированы с учетом интересов детей младшего дошкольного возраста на основе принципа сезонности. Например: «Игрушки», «Посуда», «В осеннем лесу», «В гостях у бабушки и дедушки», «Как звери к зиме готовятся», «Зимние забавы», «Новый год к нам идет», «Весна», «Праздник мам» и др.
Теме кружкового занятия соответствовали подобранные комплексы пальчиковой и артикуляционной гимнастики, тексты стихов, потешек, песенок, загадок. Например, на занятии по теме «Зимние забавы» с детьми проводились артикуляционная гимнастика «Погуляем!», пальчиковая гимнастика «Что зимой мы любим делать?», заучивалось стихотворение «У сестренки, у Маринки». А на занятии по теме «В гостях у бабушки и дедушки» проводились артикуляционная гимнастика «В деревне», пальчиковая гимнастика «Наш красивый петушок!», разыгрывалась потешка «Бабушкины оладьи».
Неотъемлемой частью кружковых занятий стали русские народные игры: «Жил-был зайчик», «Дождик, кап-кап», «Наши уточки с утра», «Прыгай, заинька!», «На дворе мороз и ветер», «Шел козел по лесу» и др.
Важным условием успешной кружковой работы стало взаимодействие педагогов и родителей. Общение педагогов и родителей осуществлялось как с помощью традиционных, так и нетрадиционных форм сотрудничества. Среди них: родительское собрание «Значение семейного воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», консультации «Как помочь ребенку заговорить?», «Влияние фольклора на развитие речи младших дошкольников», мастер-класс «Развитие мелкой моторики младших дошкольников», музыкально-литературная гостиная «В гости к нам пришли матрешки!».
Таким образом, кружковая работа способствует созданию условий для полноценного развития речи детей младшего дошкольного возраста.