марина лескина
Развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.
Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамотической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Глава. 1. Связная речь.
В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём – нибуть, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражаются логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильное выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Но связная речь – это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто «думанье вслух». Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому.
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это не значит, однако, что развивать связную речь ребёнка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь ещё чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями (сложноподчинёнными предложениями, например, но работа по развитию связной речи уже должна начинаться.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие : при пересказах, при составлении своих рассказов ребёнок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в её широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Так, в процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Самые простые задания на построение связного высказывания (например, пересказ простой небольшой сказки) предъявляют к речи два важных требования: 1) связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.); 2) она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развёртываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным её формам (например, к творческому рассказыванию).
Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи : она поддерживается собеседниками ; ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие воспринимают друг друга, воздействуя с помощью различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации и др. разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения, восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.
В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа – своеобразный диалог, направляемый определённой темой. Цель беседы – обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развёрнутых сообщений.
В разговоре дети начинают задавать много вопросов, втом числе такие характерные: почему? Зачем? Дети 5 лет способны к целеустремлённому разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор включает вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.
Большие возможности для речевого общения представляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», и т. д., закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержательности игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи детей в повседневной жизни.
Глава. 2.
Конспект занятий по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада
Тема: «А в санях сидит царица – белокожа, светлолица»
Цель: Закреплять представления о временах года, признаках зимы, народных приметах; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, соглашаться и возражать. Совершенствовать умения высказываться логично и связно, объединять в ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по – разному; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь.
Ход занятия:
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы, а в санях сидит царица – белокожа, светлолица. Как махнула рукавом – всё покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Дети: О зиме.
Вос – ль: почему зиму называют царицей?
(ответы детей)
Вос-ль: как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?
(ответы детей)
Вос-ль: Почему? На какой тройке пролетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
(ответы детей)
вос-ль: правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
(ответы детей)
Вос-ль: Да, зима – царица трё х месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь называют «Студёный», «Стужайло». Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Вос-ль: Декабрь называют «Студёный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный» и «Студёный» - это слова, которые обозначают одно и тоже. Какой месяц следует за декабрём?
Дети: Январь.
Вос-ль: Январь- просинец. Как вы думаете, почему его так называют?
(ответы детей)
вос-ль: В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее. А какой же третий месяц зимы?
Дети: Февраль.
Вос – ль: Февраль – бокогрей. Что это значит?
(ответы детей)
вос – ль. Это сложное слово, в нём части сразу от двух слов – «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой – ветер холодный поддувает. А ещё февраль называют коротышкой. Почему?
(ответы детей)
вос – ль: правильно, это самый короткий месяц в году, в нём 28 дней или 29, а в других месяцах сколько?
Дети: 30 или 31 день.
Вос – ль: давайте послушаем песню о зимних месяцах и потанцуем.
(произвольный танец под фонограмму песни «три белых коня», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенёва.) А сейчас ещё одна загадка.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила.
Дети: зима.
Вос – ль: правильно. Посмотрите на картины. Выберите, пожалуйста, ту, на которой изображена зима. Подойдите к ней. (садятся полукругом). Почему вы решили, что на картине зима?
Дети: Снежные шапки на деревьях. На крышах домов, снежные поля, лёд на реке.
Вос-ль: Какое небо? Опишите его пожалуйста.
Дети: Зимнее, облачное, со снежными тучами.
Вос-ль: Назовите, какие вы видите на картине деревья?
Дети: Берёзы, ели, рябины,сосны.
Вос-ль: Что ещё изображено?
Дети: Опушка леса, река, поле, за деревней лес, вдали деревня, конькобежцы. Снегири на деревбях.
Дидактическая игра «Подбери словечко».
Вос-ль: Как можно зиму назвать ласково? Ответ детей (зимушка).
Вос-ль: А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые страны, а остаются зимовать? Ответ детей (зимующие).
Вос-ль: Как назвать день зимой? Ответ детей (зимний).
Вос-ль: Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме. Ответ детей (Снежная, холодная, студёная, морозная, красивая, хрустальная.)
Игра «бывает - не бывает».
Воспитатель задаёт вопросы – если ответ положительный, дети хлопают. Вопросы. Бывает снег зимой? Зелёные листья зимой? Жёлтые листья осенью? Летом? Дождь зимой? Ручьи зимой? Зелень зимой? Зелень летом? Ит. п.
Воспитатель: Скажите, что вы любите делать зимой? Ответ детей (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговиков, играть снежки).
Физкультминутка:
Морозы детям не беда (идут по кругу, взявшись за руки, Не страшны им холода. Ходим в шубах и ушанках (имитируют надевание шубы и ушанки).И кататься на санках. А потом на лыжи встанем (идут «лыжным» шагом). И с горы кататься станем. Вот так! Снег пушистый всё летает (поднимают руки вверх а затем опускают).А метель всё завывает. Сколько снегу намело! (показывают сугробы). Все тропинки занесло! Мы дорожки разгребём (имитируют действия). И в снежки играть пойдём. (шагают). Весело в снежки играем (приседают, лепят снежки, бросают их). В цель мы метко попадаем. Вот так! Снег сегодня белый, белый (поднимают руки вверх и медленно опускают). От него кругом светло. Рукавички мы наденем (надевают «рукавички»).Будет в шубках нам тепло. (шагают). Проходят к столам, садятся.
Воспитатель:
Без чего зимы не бывает? Ответы детей. правильно без снега. Давайте поговорим о снеге. вносят две тарелочки: на одной горка снега, а на другой – комок. количество и вес снега примерно одинаковые. Как вы думаете, на какой тарелке больше снега? (на той, где горка).Сейчас проверим. взвешивают на весах. Как вы думаете, почему кажется, что здесь снега больше? (В комке снег сжат а на подносе рыхлый, занимает больше места.) Ребята, откуда вода? Что происходит со снегом? (тает). А если мы воду вынесем на мороз, что получится? (лёд). Как можно сделать лёд цветным? (добавить в воду краску, разлить её в формочки, вынести на улицу). Как можно играть цветными льдинками? (разные ответы детей).Дети вы сказали, что что без снега зимы не бывает. Давайте вспомним свойства снега и придумаем для него загадку.
Какой снег на ощупь7 (холодный0. Холодный как что? Что бывает ещё холодным? (льдинка). Какой снег на ощупь? (мягкий).Как что? (как вата). Какой по цвету? (белый). Как что? (как сахар). Какой по весу? (лёгкий). Как что? (как пух). А теперь посмотрим, получится ли у нас загадка.
Холодный, но не лёд,
Белый, но не сахар,
Лёгкий, но не пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое? (снег)
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? Запомнилось? (ответы детей). Давайте выучим красивую загадку о зиме. И научимся говорить её медленно, побыстрее, совсем быстро.
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит – слёзы льёт.
Сюрпризный момент, угощение: Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку царицы – зимы с запиской, в которой она их хвалит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы.
Литература
Бородич А. М. - Методика развития речи детей. М., 1981г.
Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой. м., 1976г.
Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. м., 1984г.