Получи документы

Родительское собрание. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста

Светлана Симонова
Родительское собрание. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема собрания: «Развитие речи детей среднего возраста»

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Публикация «Родительское собрание, Развитие речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, вовлечь в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатели, учитель - логопед.

Место проведения : группа

План проведения

1. Вступительный часть.

2. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка»,

«Разбор проблемных ситуаций»

3. Характеристика речи детей пятого года жизни (учитель-логопед).

4. Педагогический всеобуч «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

5. Работа в микрогруппах;

• как сделать чтение интересным;

• игровая мини - программа;

7. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап

Подготовка материалов. Приглашение родителей на собрание. Изготовление памятки для родителей, оформление родительского уголка по теме собрания.

2. Вступительный часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

(Воспитатель обращает внимание родителей на схему.)

Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

3. Практикум «Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка»

Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор. (на столах лежат карточки с текстом)

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых - образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детской художественной литературы.

7. Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками. (Обсуждение.)

Разбор проблемных ситуаций

Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос.

Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

• Что нарисовано на картине?

• Что делают дети на картине?

• Про что (о чем) рассказал художник своей картиной?

(Перечисляет изображенные предметы, опишут картину, попытаются истолковать картину). Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ он убегает. Прибегая снова задает вопросы.

Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы? - Какие вопросы задают ваши дети?

(Вопросы «кто, что, какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них выражается потребность ребёнка в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому часто не дослушав ответ, ребёнок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем - то неизвестным, при попытке понять что-то новое.)

Ситуация 3. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

(Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему - либо. Возможно прежде, когда ребёнок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие и др.)

Ситуация 4. Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, и не стремиться к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по взрослому рассуждает!

Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?

(В продуктивных видах детской деятельности ребенок учиться ставить цель, прилагать усилия для достижения результата. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики рук, что создаёт предпосылки для успешного овладения письмом.)

Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей 5-го года жизни»

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, становятся замкнутыми и раздражительными.

Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее обратиться за помощью к логопеду.

Передаем слово учителю-логопеду.

Ребёнок к 5 годам:

• Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;

• накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные,

наречия, местоимения и предлоги.

• активно осознаёт обобщающую функцию слов;

• через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы);

• употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

• Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ», сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а л некоторые их пропускают.

• Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

• Требует совершенствования интонационная сторона речи.

• Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.

• Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

• При построении простых распространённых предложений они у опускают отдельные члены предложения.

• Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.

• Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

• Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.

Вы познакомились с требованиями к речи ребёнка пятилетнего возраста.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка?

• Формирование звуковой культуры речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Формирование грамматического строя речи.

• Обучение рассказыванию, связной речи.

• Развитие выразительности речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование сущ. И прилагательных в роде и числе, употребление род. падежа множ. числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления.

Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведения ребёнка, передают ему просьбы, объясняют, как он должен себя вести, и т. д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.

Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Не забывайте. Что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе вы можете не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим чадом, обогатить его новыми впечатлениями и представлениями, подзарядиться положительными эмоциями.

Эмоциональные переживания, а не какие - либо разумные доводы и соображения побуждают ребёнка к тем или иным поступкам.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем:

• поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

• в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

• посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

• загадать загадку и найти отгадку;

• поискать приметы времени года;

• познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

• прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

• поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию?», «С какой ветки детки?» и т. д.

Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Таким образом, мы можем сделать вывод: взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть его. Следует учить ребёнка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова - признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.

Работа в микрогруппах (Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.)

Вариант 1. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

(Рассказы родителей незаметно записываются)

Вариант 2. Давайте придумаем сказку все вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получил яблоко, продолжает сказку.

(Сказка записывается и в конце зачитывается.)

Как сделать чтение интересным?

Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это можно сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развить умения понимать и наблюдать. Во время чтение задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как девятиэтажный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко?».

Озвучьте рассказ. Подумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в рассказе, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают звери и птицы.

Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение. Попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

Отступайте от текста. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширять словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, функциональные признаки (мяч – это игрушка, в него играют, начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова. Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становиться более связной и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая стуктура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Подведение итогов собрания

1 .Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

4. Принимать активное участие в работе детского сада.

К 5 годам ребёнок становится инициативным и компетентным собеседником, он стремится к расширению своих контактов с людьми.

Дети дошкольного возраста очень общительны. В одиночестве чувствуют, как правило, несчастными. Так давайте же вместе подпитывать их положительными эмоциями, больше общаться с детьми, показывая, что мы их любим, что они нам дороги.

В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Публикации по теме:

«Ты, да я, да мы с тобой». Родительское собрание о дружеских взаимоотношениях детей дошкольного возраста Поговорим о дружбе. Для родителей. №1. • Знаете ли вы друзей своего ребёнка? ___ • Как давно они дружат?.

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через экологизацию педагогического процесса Развитие речи детей среднего возраста через экологизацию педагогического процесса. Речь - является основной формой взаимодействия человека.

Программа по саморазвитию «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Структура программы по саморазвитию: 1. Введение Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка.

Родительское собрание «Развитие речи детей» Родительское собрание «Развитие речи детей» 1 часть: «Совсем немного науки» Как говорил, Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел» Правильная,.

Родительское собрание «Безопасность детей дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Безопасность детей дошкольного возраста» Разновозрастная старшая подготовительная к школе логопедическая группа.

Родительское собрание «Развитие компонентов устной речи дошкольников» Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными.

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей третьего года жизни» 1 слайд Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады Вам. Прошло уже полгода с того момента, когда Вы привели своих малышей в нашу группу.

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2017 в 18:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Симонова (УИ 881598) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД