Галина Викторовна Куликова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Аннотация: В статье представлен практический материал -этапы работы по театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста способствующих формированию словаря.
Актуальность.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Цель – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
1 этап решения поставленной цели: определение проблем речевого развития дошкольников-
• Односложная речь, которая состоит только из простых предложений. Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
• Скудость речи. Маленький словарный запас.
• Речь, в которой избыток слов «паразитов» и сленговых слов.
• Применение нелитературных выражений и слов.
• Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ.
• Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст, своими словами.
• Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
• Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и т. д.
• Нехорошая дикция.
2 этап: создание специально организованной предметно-развивающей образовательной среды.
Настольный кукольный театр :
• плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры,
• сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона,
• вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи,
• коробок,
• конусный, на цилиндре, кубе.
Стендовый театр :
• фланелеграф,
• теневой,
• магнитный стендовый,
• стенд-книжка;
Театр на руке :
• пальчиковый,
• варежковый,
• перчаточный,
• театр теней;
Театр марионеток :
• из папье-маше,
• поролона,
• пенопласта,
• из ткани, меха по принципу мягкой игрушки (движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла).
Театр кукол с «живой рукой» - это куклы обладающие яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
Костюмированный театр :
Ребенок надевает на себя костюм персонажа : маски, театральный грим, костюм доставляет детям огромную радость.
Для организации театрализованной деятельности мы используем также игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
3этап:
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности :
• Работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки, важно на данном этапе выразительно читать произведения, грамотно ставить вопросы для беседы по содержанию произведения и организовывать работу по воспроизведению текста детьми (пересказ).
• Выбор вида театра. Подбор и изготовление костюмов и атрибутов, работа над ролью. В это время проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, проба ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
• Подготовка к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
- Выразительное чтение литературного произведения.
- Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в
ней главные).
- Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
- Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).
- Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
- Распределение ролей.
- Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.
- Работа над ролью:
Составление словесного портрета героя, фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.
- Работа над речью:
Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.
- Работа над характером роли: работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.
• Организация самого представления. Первоначально постановка спектакля внутри группы, на более поздних этапах спектакль для родителей и групп младшего дошкольного возраста- подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
• Заключительная работа над театральной постановкой -подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.
Заключение:
Работа над развитием речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности проходила в несколько этапов и принесла свои результаты-
• Развитие словаря дошкольников - 85% воспитанников расширили и обогатили свой словарь;
• обогащение игрового, коммуникативного и эмоционального опыта дошкольников;
• расширился их кругозор, повысился познавательный интерес;
• у детей повысился уровень развития речи, общительности, самооценки;
• у родителей сформировалось представление влиянии театрализованной деятельность на формирование словаря дошкольника.
• родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. - 126 с.
2. Афанасьева А. Н. Народные русские сказки. В 3 тт. Издание подготовили Бараг Л. Г., Новиков Н. В. Т. 1. М. : Наука, 1984. – 511с.
3. Бородич А. М. Методика формирования речи детей. – М. : 2001 – 126 с.
4. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с. 3
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991г.
6. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М. : Просвещение, 2002. – 191 с.
7. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
8. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
9. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
10. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С. 129-130.
11. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред М. : 2008, — С. 168.
12. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : АСТ. 2008 – 222 с.
13. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac159.htm