Галактионова Нурхан Аркадьевна
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья».
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. По словам Сергея Леонидовича Рубинштейна, «…первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. “Сердце” человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека». В старшем возрасте у детей проявляется интерес к народной культуре, к культуре людей живущих рядом. Работу с детьми по формированию социально-коммуникативных навыков мы построили через приобщение детей к особенностям национальной культурой народов Поволжья. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это – русские, мордва, татары, чуваши, казахи. И дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Также в группе есть дети разных национальностей. Знакомясь с культурой народов Поволжья, дети учатся налаживать позитивные межличностные отношения, приобретают социальные умения и навыки поведения.
Публикация «„Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья“,» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем – организация мини-музея в группе.
На базе старшей группы создан мини - музей «Культура народов Поволжья». Идею создания подсказали сами дети. Начиналось все с одной игрушки - тряпичной куклы - оберега. Из полученного результата куклы - оберег, дети были очень довольны своим творением. В связи с этим у детей появилась заинтересованность в создании мини - музея. Дети проявляли инициативу для развития их собственного мини - музея «Культура народов Поволжья». Активное участие в сборе информации о культуре народов Поволжья принимали родители и воспитанники.
Наш детский сад посещают дети разной национальности. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и казахи, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили дополнить музей экспонатами, связанными с традициями народов Поволжья. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях я рассказываю детям о народах Поволжья, их быте, культуре, играем в различные национальные игры.
Рассматривая жилища различных народов, мы заметили, что на домах имелась резьба, роспись. Домовая резьба занимала особое место, благодаря ей каждый дом имел свое «лицо». В связи с большой заинтересованностью детей, мы совместно создали макеты жилища народов Поволжья - русская, чувашская и мордовская-избы, татарская изба - «уй» и казахская дом-«юрта». Расписали орнаментами присущие каждому народу.
Рассматривая иллюстрации с костюмами народов Поволжья, дети подали мне идею на создания кукол в национальных костюмах. Дети решили, что куклы будут особенны тем, что вся работа будет сделана нашими руками - даже куклы. Пошив кукол создал очень дружелюбную атмосферу в группе. Каждая куколка несла свою особую информацию, так как эти куклы были творением детей. И назвали мы их «Хоровод дружбы».
Изучая творчество народов Поволжья, мы узнали, что у каждого народа есть свои творческие развития. Русские славятся росписями - хохломская, городетская, жостовская и другими. Татары и Казахи тоже любят расписывать изделия, но большее предпочтение отдают украшению народных костюмов - вышивке бисером. Чуваши тоже любят вышивать, а мордва - лепить. Сделав вывод, дети решили, что в нашем мини - музее должна присутствовать частичка творчества каждого народа. Мы изготовили макет печи и расписали ее элементами хохломской росписи. Сделали аппликации головных уборов и украшений народов Поволжья - русский народный головной убор-кокошник, тюбетейка - татарский летний головной убор, чувашское украшение из монет - тенкёллё мая. Дети вышивали чувашский орнамент солнце - узором косичка. Лепили из белой глины - мордовские колокольчики.
Родители воспитанников были заинтересованы и хотели, что бы их ребенок получил как много больше знаний. Каждый родитель хотел поделиться традициями своего народа. Взаимодействие педагога и родителей построено по принципу сотрудничество, что обусловливает эффективность процесса приобщение дошкольников к культуре разных народов. Родители приходят и рассказывают о культуре и традициях не только своего народа, но и других народов.
Дети проявляют сильную заинтересованность, совместно с родителями дети изготовили: русскую избу, дымковскую деревню, чувашскую печку, лапти, казахскую тюбетейку и многое другое. Наш мини-музея «Культура народов Поволжья» - пополняется изо дня в день.
Для закрепления детьми орнамента народов Поволжья, я сделала ди-дактическую игру «Собери костюм».
Дети участвовали в Международном конкурсе Детского рисунка и творчества «Традиции народов России». Были награждены дипломами.
Дети создали наш мини - музей «Культура народов Поволжья». Мои дети-экскурсоводы пригласили детей разных групп на экскурсию. Экскурсоводы делились полученными знаниями. По окончанию экскурсии экскурсоводы были поощрены призами.
По итогу проделанных нами работ хочу сказать, что ознакомление детей с культурой народов Поволжья способствует развитию познавательных способностей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к отечеству, интерес к самобытной русской, мордовской, чувашской, татарской, казахской культуре. Осуществляя комплексный подход к воспитанию детей, мы приобщаем дошкольников к истории и культуре народов Поволжья; воспитываем уважение и толерантности к людям всех национальностей. Во время проведения занятий между его участниками сложились теплые, доброжелательные взаимоотношения. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию к обучению в школе.
Наше с детьми сотрудничество строилось на основе: умения организовывать совместную деятельность, умело распределять обязанности в соответствии с возможностями ее участников; ставились конкретные и понятные цели для деятельности; создавалась ситуация успеха методом свободного выбора. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает воспитанников - в созидательную деятельность на благо других и развитии своей личности.