Инна Сикорская
Проект «Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58 «БЕЛОЧКА»
Проект
Развитие коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности
на тему: "Увлекательный мир театра".
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Сикорская Инна Сергеевна
г. п. Мытищи
2016-2017 гг.
Публикация «Проект „Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проект «Увлекательный мир театра» (старшая группа)
Пояснительная записка.
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”
Б. М. Теплов
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. А это требует творческой активности личности.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театрализованная деятельность.
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей. Дошкольники очень любят смотреть театрализованные представления. Они видят знакомые и любимые персонажи: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их поручения, дают советы, оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь для социально-коммуникативного развития ребенка, эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо.
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Проблема.
• недостаточное внимание родителей и детей к театру;
• мало сформированы представления детей об актёрском мастерстве, перевоплощении;
• поверхностные знания родителей о разных видах театрализованной деятельности в детском саду;
• закрепощенность детей, недостаточная коммуникативность, проблема с развитием речи, бедность активного словаря детей, слабо развито художественное воображение.
Актуальность проекта :
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Заложением фундамента всесторонне развитой личности и занимается воспитатель детского сада.
Знакомясь с различными видами театра, а также участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
1. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
2. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
3. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных и коммуникативных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований.
Концептуальность проекта заключается в систематизации средств и методов театральной деятельности, обоснованное распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Поэтапно использую отдельные виды детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Театрализованная деятельность - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники и родители старшей группы, логопед, музыкальный руководитель.
Сроки выполнения проекта : начало - сентябрь 2016 года, окончание – январь 2017 года.
Продолжительность: среднесрочный, 5 месяцев.
Цель: Развивать у детей речь, самовыражение, воображение и фантазию, привлечь к работе проекта всех детей группы, сделать проект значимым для детей и родителей; формировать у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.
Задачи:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
Учить детей различным средствам импровизации.
Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
Обеспечить условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности.
Развивать у детей выразительность речи.
Создавать условия для передачи детьми своих эмоций, чувств, желаний и взглядов, как в обычном разговоре, так и публично. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Знакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, краски, звуки, музыку.
Развивать артистические способности детей через театрализованную игру.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (родителей, социума).
Пробудить интерес детей и родителей к театру. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Проектная идея :
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Перспектива:
Продолжение дальнейшей работы по данной теме; изучение, обобщение и применение на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап – подготовительный (Сентябрь) :
- опрос родителей
- наблюдение за деятельностью детей;
- подготовка планов-конспектов театрализованной деятельности и театрализованных игр, спектаклей, сюжетно-ролевых игр, занятий с элементами театрализации, консультаций для родителей.
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной (октябрь – декабрь) :
- работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций, альбомов, слайд-шоу по теме “Театр” Интерактивные игры.
Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о театре. Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.
Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
Презентации, физминутки, альбомы, слайд-шоу по теме.
Непосредственная театрализованная деятельность детей, досуги, развлечения;
Индивидуальная, подгрупповая и групповая работа над дыханием, речью, артистизмом, эмоциональным развитием;
Взаимодействие с родителями.
Демонстрация достижений в виде спектаклей, досугов, утренников;
III этап – заключительный (январь) :
- подведение итогов реализации проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Содержание работы
Работа с детьми:
- беседа о ранее просмотренных в детском саду театрах;
- презентация для детей о различных видах театра;
- чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных).
- заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр;
- активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра;
- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д.
- создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита) ;
- репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей настоящим зрителям - детям младшей группы.
- воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.
- овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей: движение, поза, мимика, жест, речевая интонация.
- пополнение и активизация словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей).
- стимулирование внимания, памяти, мышления и воображения детей.
- развитие представлений о нравственных качествах человека, эмоциональном состоянии самого себя.
- свободные театрализованные и творческие, сюжетно-ролевые игры детей.
- участие детей в праздниках и развлечениях с элементами театра, проведение занятий с использованием театрализованных постановок.
Работа с родителями:
- консультации для родителей: «Театр дома», «Развитие речевых и коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной деятельности»;
- выставка - презентация разных видов театра;
- изготовление в группу новых видов театра.
- совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях : «Осенняя сказка», «День матери», «Девочка и лиса».
- Конкурс рисунков: «Театр и мы»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- пробудить интерес детей и родителей к театру;
- вовлечь родителей в жизнь детского сада;
- познакомить детей и родителей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
- привить детям первичные навыки в области театрального искусства : использование мимики, жестов, голоса, выразительности речи;
- заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
Разработанное нами, в рамках проекта планирование будет способствовать :
- эффективному и системному усвоению детьми знаний о театре и театральном искусстве
- эффективной работе воспитателя с родителями в рамках проекта.
Календарный план
Сентябрь
1. Опрос родителей - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам;
2. Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам;
3. Консультация для родителей: «Театр дома». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе, совместное создание условий для реализации проекта.
4. Создание условий для знакомства с различными видами кукольных театров. Различные виды кукольного театра в театральном уголке;
5. Подбор наглядного материала, т. д. Создать условия для реализации проекта : уголки, презентации и т. д.
Октябрь - ноябрь
1. НОД «Чудеса из театрального сундучка». Рассказать детям о различных видах театра. Повышение интереса детей к театру;
2. Знакомство с театральным уголком. Пополнить совместными усилиями воспитателей, детей и родителей театральный уголок с различными кукольными театрами в группе.
4. Занятия по актерскому мастерству, подготовка к спектаклям, инсценированию. Создать условия для развития актерского мастерства, выразительности речи. Выступление детей в спектакле в качестве актера-кукловода.
5. Разыгрывание сказок: «Колобок» (кукольный театр, «Заюшкина избушка» (настольный театр); «Красная шапочка» (кукольный театр); «Теремок» (инсценирование, «Девочка и лиса» (спектакль для детей младших групп) .
6. Умение детей передавать в театрализованной деятельности характеры героев произведения.
7. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, кукол.
8. Досуг «Осенняя сказка»
9. Досуг «День матери»
Декабрь
1. Спектакли для младших групп.
2. Новогодний утренник по мотивам сказки «Снежная королева»
Январь
1. Анализ знаний детей, полученных в ходе реализации проекта;
2. Оформление презентации проекта «Театр и дети» в виде фотоотчета о проделанной работе.
3. Анализ результативности
РЕЗУЛЬТАТ:
В реализации проекта приняли участие :
- дети старшей группы (29 человек) ;
- родители;
- воспитатели группы
- логопед
- музыкальный руководитель.
Были получены следующие результаты:
- участие в проекте 70% семей группы;
- родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
- при проведении опроса в конце проекта «Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?» возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр;
- многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования и использования в детском саду театры;
- увлечённое использование театрального уголка детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей 5-6 лет;
- цикл спектаклей для детей младшей группы;
- фотоотчет «Театр и дети».
Список литературы:
Программа «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой).
М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
Журнал «Воспитатель в ДОУ» :
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Статьи в интернете:
«Театрализованные игры в ДОУ» О. В. Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е. Н., Чурина О. И.) - nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-deyatelnosti-s-detmi-4…
«Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu)