Надежда Афанасьева
Развитие речи детей 2–3 лет через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка. Поскольку многие дети имеют не достаточный словарный запас и плохо говорят, в проекте я постаралась при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире.
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей занимались такие учёные, как М. И. Лисина, А. В. Запорожец, Р. С. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания данную проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна.
Речь ребенка развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом для него.
С. Л. Рубинштейн пишет: «Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания».
Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
Отечественные психологи Л. С. Выготский, Р. С. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев считают, что речь оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, она является средством общения, выступает как деятельность, под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, осознает, прежде всего, значение предметов, т. е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный.
Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи. Уровень развития речи ребёнка во многом определяет его коммуникативные способности. Связная речь — речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания.
В ФГОС выделена образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития многих видов детской деятельности : общения, познания, исследования и т. д. В этой связи развитие речи ребёнка раннего и младшего возраста становится одной из главных и актуальных проблем в деятельности.
В исследованиях У. В. Ульенкова отмечено, что развитие речи ребенка связано с постепенным овладением языка.
М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук. По мнению исследователей (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др., театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Создание условий для развития диалогической речи детей 2-3 лет посредством театрализованной игры.
Задачи:
Знакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками, сказками, стихами. Развивать интерес к их обыгрыванию.
Развитие слухового внимания, понимание речи, звукоподражание, активизация словаря.
Стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых произведений.
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Воспитатель направляет, поддерживает интерес, контролирует, учит планированию деятельности, помогает организовать коллективную работу, стимулирует.
Воспитанники Непосредственный объект проекта.
Родители В совместную творческую деятельность вовлечены и родители,
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
1. Информационные стенды для родителей. 2. Настольные театры, пальчиковый театр. 3. Методические разработки.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Подготовка развивающей предметно – пространственной среды.
3. Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.
4. Создание театрального уголка (Настольный театр, плоскостной на фланелеграфе, куклы би-ба-бо, пальчиковой театр). 5. Подбор стихотворений, потешек для заучивания. 1. Чтение русских народных сказок «Курочка ряба», «Маша и Медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка».
2. Рассматривание иллюстраций сказкам. Беседа по содержанию сказок.
3. Заучивание и рассказывание детьми потешек и стихотворений «Пошел котик на торжок», «Киска», стихи А. Барто «Бычок», «Лошадка» и другие, «Тили - бом, тили-бом».
4. Игры детей с фигурами настольного театра, плоскостными на фланелеграфе.
5. Проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастика, подвижных игр;
1. Рассказывание детьми сказок с использованием фигурок настольного театра «Курочка ряба» «Колобок» «Репка» «Заюшкина избушка». 2. Рассказывание отрывков из сказок по иллюстрациям к сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят» 3. Драматизация сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
-дети познакомились с новыми сказками, стихами;
-словарь детей обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
-повысился интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
- сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
-у родителей повысилось понимание необходимости использования малых фольклорных форм в развитии речи детей.
Методическая литература:
1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. Составитель Гербова В. В. и др. М. Оникс, 2011