Сарьяди Вера Валерьевна
Развитие речевой активности у детей раннего возраста 2–3 лет посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
План работы воспитателя по самообразованию
1 этап. Подготовительный
Содержание работы Сроки реализации
1. Тема: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы» (2-3 года)
Актуальность выбранной темы
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека.
Публикация «Развитие речевой активности у детей раннего возраста 2–3 лет посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего и младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного.
На сегодняшний день, у малышей, которые приходят в детский сад, плохо развита речь в силу возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. На первых ступенях развития ребенка это становится проблемой. Я считаю, что именно пальчиковые игры и упражнения помогут сформировать у малышей предпосылки, а в дальнейшем и развить речевую активность детей.
Таким образом, я считаю, что данная тема актуальна. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Сентябрь
1 неделя
2020г.
2. Цели: формирование у детей раннего возраста основ речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений; создание условий для развития речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений.
Содержание:
Работа с детьми
1. Развивать интерес у детей раннего возраста к пальчиковым играм и упражнениям.
2. Формировать у детей основы речевой активности на основе пальчиковых игр и упражнений, пополнение словарного запаса слов.
3. Развивать инициативу и желание применять пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности, в различные режимные моменты.
4. Формировать умение использовать пальчиковый театр в процессе пальчиковой игры.
5. Развивать тонкие движения пальцев и кистей рук, их координацию, навыки ручной умелости.
6. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Взаимодействие с родителями
1. Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.
3. Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиковых игр).
Работа воспитателя
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу значения пальчиковых игр и упражнений в становлении и развитии речи детей раннего возраста.
2. Создать условия развития речевой активности у детей раннего возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений, учитывая особенности каждого ребенка.
3. Включать пальчиковые игры и упражнения в воспитательно – образовательный процесс и в режимные моменты группы.
4. Разработать перспективный план работы по данному направлению (теме).
5. Пополнять картотеку группы, центр активности «Умелые пальчики», картотеку пальчиковых игр и упражнений.
6. Изучить готовность родителей к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
Работа с воспитателями ДОО
1. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
2. Привлечь воспитателей к изучению данной темы (анкетирование).
3. Представить практическую деятельность по данной теме в различных формах (мастер – класс, круглый стол).
Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 уч. год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 уч. год. Сентябрь
1 неделя
2020г.
3. Прогнозируемый результат:
Развитие умения переключать внимание, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование правильного звукопроизношения, умения быстро и четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь.
Сентябрь
1 неделя
2020г.
2 этап. Аналитический
Содержание работы Сроки реализации
1. Составление плана работы по самообразованию. Сентябрь 2 неделя
2020г.
2. Этапы реализации проекта:
1. Проведение первичного диагностического исследования.
2. Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
3. Беседы консультации с родителями.
4. Проведение контрольного диагностического исследования.
Результаты диагностики на начало учебного года.
НАЧАЛО ГОДА: ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ – 8%, НИЗКИЙ – 60%, СРЕДНИЙ – 30%, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – 2%.
На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по развитию речевой активности детей раннего возраста по средством пальчиковых игр. Сентябрь
2 неделя
2020г.
3 этап. Организационный
Содержание работы Сроки реализации
1. Теоретическая часть:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М: «Карапуз», 2017.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
М: ТЦ Сфера, 2016.
3. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на
развитие мелкой моторики. – СПб: Корона- Век, 2017.
5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 2016.
6. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М: Эксмо, 2016.
7. Кольцова М. М «Развитие моторики»
8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»
10. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2019;
11. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
12. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2017. – 62с.
13. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2014. – 213 с.
14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2015. – 160 с.
15. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2013;
16. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2012;
17. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;
18. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2015
19. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2019.
20. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2018
Основные направления работы педагога.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: - изучение литературы по теме;
- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и р-на; - посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- совместная работа с родителями (беседы, консультации).
- подбор методических пособий и дидактических игр по теме. Сентябрь
2 неделя
2020г.
2. Практическая часть :
1. Продолжение изучения теоретической части развития вопроса (знакомство с этапами разучивания пальчиковых игр, с рекомендациями по проведению пальчиковых игр).
2. Выявление уровня развития речевой активности у детей (методики, диагностики, тесты).
3. Разработка диагностического инструментария к материалу.
4. Разработка перспективного плана работы по данному направлению.
5. Пополнение соответствующей картотеки группы (уголка «Умелые пальчики»).
6. Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста.
7. Создание сценариев различных форм взаимодействия с родителями и педагогами по данному вопросу.
8. Работа с детьми по развитию речевой активности посредством пальчиковых игр и упражнений.
9. Работа с родителями (анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания).
10. Работа с педагогами детского сада (семинары, мастер – классы, круглые столы).
11. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
12. Создание познавательного уголка «Умелые пальчики» (пальчиковый театр).
13. Проведение совместно с детьми с помощью пальчикового театра сказки
«Колобок» (на выбор).
14. Организация фотовыставки: «Пальчиками играем, стихи повторяем» (для родителей).
15. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.
16. Эффективность проведенных мероприятий по развитию речевой активности у детей раннего возраста (мониторинг). В течение года
2020г. -2021г.
Уч. год
4 этап. Завершающий
Содержание работы Сроки реализации
1. Оформление результатов обследования детей по проблеме Май 2021г.
1 неделя
2. Оформление опыта работы:
1. Систематизация теоретической части (конспектов, методических рекомендаций, консультаций).
2. Систематизация практического материала (результатов продуктивной деятельности, фотоматериалов.
3. Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем».
Май 2021г
2 неделя
5 этап. Презентационный
Сроки реализации
1. Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей :
а) для педагогов;
б) для родителей. Май 2021г
2 неделя
2. Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт». Май 2021г
3 неделя
3. Подготовка материала к публикации в печатных изданиях. Май 2021г
3 неделя
4. Предоставление отчета по самообразованию. Май 2021г
4 неделя