Малимон Ирина
Консультация «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Условия возникновения, становления опыта: работа проводилась на базе дошкольных групп. Главным условием стало проведение диагностики. Результаты диагностики по театрализованной деятельности были низкими. Средний - 62,5%, низкий – 37,5%. Значительное влияние на становление данного опыта оказали следующие условия:
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
• у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
• наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;
• театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др. ;
• отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.
В данных условиях возникает необходимость приобщения дошкольников к театрализованной деятельности. Для этого важно создать систему работы, не ограничиваясь только ДОУ, а в тесном контакте с учителями начальных классов, музыкальным руководителем, учителем по изодеятельности, родителями, педагогом по хореографии.
2. Актуальность опыта: Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научных знаний. С этим связано стремление дать детям больше знаний, научить их читать, писать, считать. О раннем интеллектуальном и личностном развитии детей споры идут уже не первое десятилетие. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, увлекаются играми на компьютере. Но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у детей, идущих в 1-ый класс, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Ежедневно так или иначе дети сталкиваются с различными эмоциями. Они тонко чувствуют эмоциональное состояние людей, но объяснить, что с ними происходит, не могут. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).
Театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства способна организовать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ребёнку защитой от социальных и межличностных противостояний.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Входя в образ, ребенок играет роль, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Уберечь детей от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе.
3. Ведущая педагогическая идея: развитие творческих способностей детей, создание условия для личностного развития ребёнка, вовлекая детей в театрально – игровую деятельность, обучая их способам художественно – образной выразительности, развивая фантазию и воображение.
4. Длительность работы над опытом. Работа велась в течение трёх лет. 1 Этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2006 – декабрь 2006. 2 Этап – основной (формирующий) – январь 2007 – октябрь 2009. 3 Этап – заключительный (контрольный) – ноябрь 2009 – февраль 2010. 1 Этап предполагает обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности театральной культуры у дошкольников. 2 Этап – проведение апробации имеющихся технологий, методик в условиях ДОУ. 3 Этап – доказательство успешности выбранных технологий и методик по данной проблеме.
5. Диапазон опыта: Опыт представляет собой систему работы педагога по развитию творческих способностей детей, обучению основам актерского мастерства, различным видам театрализованной деятельности на занятиях и в кружковой работе.
6. Теоретическая база опыта. Театрализованная деятельность - это разыгрывание в творческих театральных, режиссерских играх и играх - драматизациях сюжетов сказок, литературных произведений, театральных спектаклей с куклами.
Какие же творческие способности необходимо развивать у дошкольников в работе над театральной деятельностью?
Необходимо научить дошкольников называть свою роль, стремится к выразительной передачи игрового образа (движения, интонация, мимика, сочетать движения игрушек с речью. В играх имитациях выразительно передавать игровые образы, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния.
Прежде чем приступить к работе, я ознакомилась с необходимой литературой, методическими рекомендациями, разработками по данной теме. Работу строила с учетом требований комплексной программы «Детство» (раздел «Творческие игры», парциальной программы Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество - дети». В составлении планирования мне помогала книга М. Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду». Много ценных методических рекомендаций я использовала из статей журнала «Дошкольное воспитание», авторами которых были: С. Афанасьева, А. Макаренко, Р. Сигуткина, Н. Дорохина, Т. Здериглазова, и др. А также использовала необходимый материал из журнала «Воспитатель ДОУ». (Л. Ширяева, Н. Попенова, Т. Софронова, Е. Покровская и др.)
В основу опыта легли прогрессивные идеи русского психолога Л. С. Выготского и его последователей о роли творчества в развитии ребёнка. Л. С. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играючи дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспринимает знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, приобщается к культуре речи, и, главное, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Важно то, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки. Имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, находить адекватные способы содействия и умения сопереживать.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.
7 Новизна опыта: педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменениями запросов дошкольного учреждения, самих детей, явлений окружающей жизни, потребностью всё время вносить в свою работу что-то свежее, новое. В данном опыте предлагается практический материал по подготовке детей к театрализованной деятельности. Предлагаемый практический материал может быть творчески преобразован другими педагогами, адаптируя его к условиям своей работы.
Технология опыта
Моя тема по самообразованию «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности», потому что считаю, что мы должны растить человека раскрепощенного, демократичного.
На начальном этапе была проведена диагностика детей. Определена её цель: выявить уровень знаний об основных принципах драматизации, о владении выразительной речью, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле, развитие выразительной мимики. Результаты диагностики показали, что у большинства детей слабо развиты данные умения. Лишь некоторые дети могли пользоваться интонациями, выражающими основные чувства, запоминали заданные позы. Дети показали недостаточные знания упражнений на развитие детской пластики, мимики, были не эмоциональны, не активны, не способны к взаимодействию с партнёрами и к самостоятельности. На основе данных диагностики были выделены приоритетные задачи и поставлены цели развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность.
Задачи: развитие у детей стремления к выразительной передаче игрового образа (движения, интонации, мимики,умения согласовывать свои действия с другими «артистами», умения действовать и говорить от имени разных персонажей, сочетать движения игрушек с речью, умения имитировать характерные движении, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния, воспитание коммуникативности, приобщение к театрализованной деятельности. Для решения поставленных задач необходимы следующие условия:
- создание развивающей среды, способствующей развитию артистических способностей детей;
-использование в работе интенсивных методов обучения, подбор материала, позволяющего решать большой круг задач развития ребёнка;
- обеспечение психологического комфорта детей;
- выбор оптимальной системы занятий;
- объединение усилий всего педагогического коллектива и родителей на решение поставленных задач.
Свои первые шаги начинала со второй младшей группой. На данном этапе стараюсь заинтересовать малышей. Начинаю свою работу со знакомства детей с пальчиковыми играми (приложение№1). Беру руку ребенка, играю с его пальчиками и приговариваю: «Пальчик – мальчик, где ты был? …» Игры с пальцами помогли мне при знакомстве детей с пальчиковым театром. Вырезав из старых книг и журналов головки разных сказочных персонажей, изготовила из них игрушки для обыгрывания стихотворений (А. Барто, С. Маршака) и потешек («Кисонька – мурысонька», «На крайчике, на сарайчике», «Пошел котя на торжок» и др.)
У дошкольника младшего возраста развито наглядно-действенное мышление. В этом возрасте дети еще сами не воспроизводят текст, они выполняют определенные действия. Я читаю произведение, а дети подрожают действиям героев. Прежде чем обыграть фрагмент сказки, знакомлю детей с куклой, предлагаю им поиграть с ней. Спрашиваю, из какой сказки кукла. Затем привлекаю ребенка к управлению куклой. Учу сочетать движения куклы с речью. Важно, чтобы малыш понял, что кукла двигается в том случае, если ей принадлежат слова. Обучение кукловождению провожу на примере таких потешек: «Гуси», «Зайчик», «Жучка» и др. (приложение№2).
Прием кукловождения необходим для дальнейшей работы с настольными видами кукольного театра : театр игрушки, конусный. Изготовила настольный конусный театр по сказкам «Заюшкина избушка» и «Маша и медведь». Самая первая сказка, с которой познакомила малышей, «Курочка Ряба». В начале сама выразительно рассказываю сказку, затем провожу беседу по содержанию сказки. Вновь возвращаюсь к тексту, заставляя детей проговаривать фрагменты сказки.
С младшими дошкольниками на занятиях использую театр «Живые картинки» (фланелеграф). Данный вид театра помогает вспомнить и передать последовательность действий в сюжете произведения. Театром «Живые картинки» были показаны сказки «Колобок», «Лисичка – сестричка». Параллельно обучаю детей основам актерского мастерства. Провожу с младшими дошкольниками игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи (приложение№3).
В этом же возрасте обучаю элементам драматизации сказки, например, к сказке «Теремок» приношу маски и дети, выбрав роль, имитационными движениями разыгрывают несколько эпизодов. Так младшие дошкольники начинают свой путь приобщения к исполнительским умениям.
Дошкольники среднего возраста уже приобрели некоторый опыт в театрализованной деятельности. Они теперь не только зрители, но и «артисты». То, что ими было усвоено ранее, они могут показать младшим дошкольникам. Детей данного возраста подвожу к созданию выразительного образа. Знакомлю их с языком жестов, имитационными движениями. Использую на занятиях загадки, с той целью, чтобы дети отображали характерные движения героя.
Для работы со средней группой подбираю произведения («Теремок», «Колобок», «Ванька-Встанька» А. Барто, «Перчатки» С. Маршака, потешки, русские народные сказки, обязательно содержащие диалог. Выбранное литературное произведение читаю детям с установкой на его последующее обыгрывание. Пересказ текста провожу несколько раз, затем переходим к пересказу текста в лицах. Диалоги повторяю несколько раз, чтобы поупражнялись все дети. Придерживаюсь правила: каждый ребенок должен знать текст всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли.
Большие произведения готовлю по частям. Большое внимание на данном этапе уделяю работе над выразительностью речи. Чтобы добиться желаемых результатов провожу с детьми артикуляционную гимнастику (приложение №4, разучиваем чистоговорки и скороговорки (приложение №5).
Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. На данном этапе систематизируется все то, что наработано ранее, но особое внимание уделяю развитию актерского мастерства. Для этого использую в работе этюды М. Чехова: на внимание, фантазию, наивность (приложение №6). А также этюды М. Чистяковой: на выразительность жеста, на выражение различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера (приложение №7). В старшей группе для обучения детей средствам речевой выразительности использую более сложные упражнения. Например, прошу детей произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и др. (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Или даю задание на изменение смысла фразы путем перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т. д. Прежде чем давать задание детям, неоднократно упражняюсь сама. Так как нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя – образец для подражания. В старшем возрасте работаю с детьми по закреплению основных эмоциональных состояний (радость, печаль, страх, удивление, злость и д. р.). Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможно выразительность речи. Для решения этой задачи применяю задания по карточкам, пиктограммы, разные настроения.
Дети старшей группы любят разыгрывать сказки перед младшими дошкольниками. Освоив технику работы с куклами театра - бибабо, дети выступили со сказкой «Кот, петух и лиса». Большое удовольствие доставляют им игры драматизации. Чтобы ребенок смог создать живой сценический образ, он должен перевоплотиться в персонажа, которого играет, суметь жить его чувствами, переживаниями, эмоциями. Поэтому в работе над ролью, оттачиваем каждую фразу. С каждой репетицией речь детей становится осмысленнее, так как они речевой интонацией стараются передать душевные переживания героев. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. Работа строится по трё хчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Таким образом, театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких- либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
В детском саду для развития артистических способностей детей была проведена определённая работа. Созданы условия для организации театральной деятельности. Имеется просторный музыкальный зал, оборудованный зеркальной стеной, театральными кулисами.
В зале установлено: современная музыкальная установка; видео и аудиоаппаратура; костюмы и декорации; детские музыкальные инструменты; различные атрибуты к занятиям.
В каждой групповой комнате оборудована театральная зона, где имеется весь необходимый материал для театральной деятельности, подобранный с учётом возраста детей, пола, увлечённости. В детском саду оборудована костюмерная, изготовлены костюмы, атрибуты для спектаклей. Для ознакомления детей с богатым русским наследием оборудован музей русского быта с самобытной утварью, старинной мебелью, русской печью, вышивками и кружевами жительниц с. Орлик. Для развития артистических способностей детей организована работа театрального кружка «Гномики». Таким образом, в учреждении имеется потенциал для организации театрализованной деятельности.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
-театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок может проявить себя в какой- то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приё мы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображён персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Для занятий по развитию артистических способностей подобрала задания на развитие выразительной мимики, на развитие пластической выразительности, упражнения на воображение, упражнения на развитие мышления и памяти. Все вышеуказанные упражнения широко применяю в работе кружка «Гномики». Итоговыми мероприятиями, повлиявшими на развитие артистических способностей детей через театральную деятельность, были постановки сказок «Репка», «Колосок», «Как зайчата маму потеряли». С этими сказками дети выступили на районных смотрах – конкурсах по театральной деятельности среди дошкольных учреждений. Театральные развлечения, праздники в детском саду «Золотая рыбка» всегда проходят с активным участием родителей дошкольников. Родители не только исполнители ролей, но и помощники в изготовлении декораций, костюмов. Приобщение ребёнка к театрализованной деятельности воспитывает у детей любовь к книге. Поэтому ещё в младшей группе проводим с родителями беседы о пользе чтения книг детям. На заключительном этапе (формирующий) помощь в музыкальном оформлении проводимых мероприятий оказывала музыкальный руководитель. Под руководством руководителя изодеятельности готовили атрибуты и реквизиты для спектаклей, праздников, развлечений. В ходе проделанной работы убедилась, что организация работы по развитию артистических способностей детей через театрализованную деятельность не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с окружающими. Расширение круга общения создаёт полноценную среду развития, помогает стать полноценным членом сообщества. Подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка. Именно в общем спектакле или концерте, ребёнок естественно и непринуждённо усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Именно театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Результативность опыта
Констатирующий этап диагностики показал низкий уровень развития у детей следующих умений и навыков по театрализованной деятельности :
- дети не умели согласовывать свои действия с партнерами;
- плохо удавалась передача в игре характерных движений персонажа, показ в мимике и жестах различных эмоционалных состояний героев;
- зачастую исполняющие роли не умели вести между собой диалог.
Результаты диагностирования позволили рассмотреть изменения в уровне развития артистических способностей дошкольников. Из 8 детей, обследованных на начало учебного года, имели низкий уровень развития 3 ребёнка, что составляет 37,5%; средний уровень – 5 детей, что составляет 62,5%. На середину учебного года: низкий уровень развития у 1 ребёнка, что составило 12,5 %; средний уровень развития имеют 4 ребёнка, что составило - 50 %; высокий уровень развития имеют 3 ребёнка, что составило – 37,5 %.Динамика роста составила 25 %.
Влияние целенаправленного педагогического воздействия на развитие вербального и невербального самовыражения свидетельствует о положительном сдвиге в изменении показателей диагностики. Полученные результаты показали, что использование основных принципов драматизации и основных навыков театрального мастерства раскрывают духовный и творческий потенциал детей.