Алексеенко Галина Михайловна
«Развитие речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.
Первый этап:
Публикация «„Развитие речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Цель: Развитие функции внешнего дыхания.
Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Второй этап:
Цель: Выработка более глубокого вдоха и длительного выдоха.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Третий этап:
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.
Сначала гласные, потом согласные.
Четвертый этап:
Цель: Развитие речевого дыхания.
Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.
Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.
Пятый этап:
Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
Разнообразить дыхательные упражнения нам помогают игры и упражнения с ярким, интересным нестандартным оборудованием, которое мы изготовили своими руками из подручного материала.
«Дыши глубже»
Чтобы наполнить целлофановые пакеты воздухом ребёнку предлагается сделать глубокий вдох носом и плавный удлиненный выдох через трубочки.
«Привидение», «Петушок»
Это пособие сделано из разового стаканчика и перчатки. Если сделать глубокий вдох и плавно подуть в трубочку, то происходит Чудо – появляется привидение (перчатка надувается.) Что вызывает у детей огромный интерес и желание с этим тренажёром поиграть. А если понаблюдать, то можно увидеть, как привидение прячется обратно в стаканчик.
«Змейка», «Лягушка»
Эти тренажёры помогут ребенку в развитии воздушной струи.
Дуя через соломинку ребёнок приводит в движение язык змейки и лягушки.
«Дракончик»
А сколько было радости, когда детям предложила изготовить тренажёры самим.
Этих дракончиков мы сделали из втулок от бумажных полотенец, цветной бумаги, клея пва, гофрированной бумаги и хорошего настроения.
Для того чтобы «огонь» из пасти дракона вырывался сильнее ребёнок учится вдыхать полной грудью, складывать губы в трубочку и делать длительный выдох.
Тренажёр из пакетов с зип застёжкой
На пакет по шаблону обводится картинка, нарезается мелко салфетка, делаем дырочку для трубочки и тренажёр –готов. Остается сделать глубокий вдох носом и плавный длительный выдох и начинается снегопад.
Такие тренажёры можно выполнять на разную тематику, (зима, весна, лето, осень)
Дети были очень довольны своими работами и демонстрировали их перед родителями.
"Покормим смешариков"
С применением этих тренажёров мы вырабатываем удлинённый выдох и
умение направлять струю воздуха в нужном направлении.
«Футбол»
В игре принимают участие два ребёнка. задача игрока задуть мячик в чужие ворота.
Тренажер «Ветерок»
Тренажёр выполнен из ложечки от детского питания с вырезанным дном. К краю ложечки на липкую цветную бумагу прикреплены отрезки цветной мишуры.
«Подуем на окошко»
За «шторкой», сделанной из кассетной ленты находятся картинки. Нужно подуть на «штору», чтобы она открылась и рассмотреть спрятанные картинки, их запомнить, а потом назвать. При этом предупреждает, что отодвинуть занавеску можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Губы при этом складывает трубочкой, щеки не раздуваются, прижаты к зубам.
Таким образом мы вырабатываем у детей силу и продолжительность воздушной струи.
Дыхательный лабиринт
Предлагаю ребятам вот такие картинки-лабиринты, дуем через трубочку на цветную каплю, направляя её по дорожке., Дети в восторге!
«Лабиринт из коктейльных трубочек»
Данное пособие мы применяем для выработки воздушной струи с трубочкой и без неё, а также для формирования пространственной координации.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является – игра.
Поэтому дети с большим удовольствием играют в эти пособия, а играя развивают речевое дыхание.