Елена Чукаева
Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
поддержки специфики и разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности детства. как важного этапа в общем развитии человека;
Публикация «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
В Стандарте учтены:
особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы дошкольного образования :
• полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;
• индивидуализации дошкольного образования;
• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
• партнёрства Организации или индивидуального предпринимателя с семьёй;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Цели стандарта:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Что дает стандарт педагогу.
• Возможность проявить творчество
• Педагог должен быть мастером
• Личностное развитие и самосовершенствование
• Рост самооценки
• Удовлетворение результатами
• Интерес к работе
Образовательные области
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Физическое развитие
Развитие пространственных представлений относится к образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, но интегрируется со всеми образовательными областями.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Пирамида познания:
• Восприятие
• Память
• Мышление
• Воображение
Задачи образовательной деятельности детей старшего возраста в области познавательного развития :
• развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.
Способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в старшей возрастной группе :
• Самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам
• Поддерживать проявление индивидуальности в ребенке
• Поддерживать в детях ощущение взросления
К пространственным представлениям относят
• Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства)
• Умение определять положение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив
• Умение ориентироваться на листе бумаги
• Квазипространственные (логико-грамматические) конструкции
При несформированности пространственных представлений :
• Нарушения чтения, вплоть до зеркального чтения или отдельные замены графически сходных букв, потеря строки при чтении, неумение сориентироваться на странице.
• Оптическая дисграфия, либо её элементы при смешанных формах дисграфии. Трудности в усвоении букв на начальном этапе обучения.
• Большие трудности при рисовании и конструировании, что проявляется в неправильном пространственном расположении элементов, фигур по сравнению с образцом, либо в упрощении и сокращении изображений.
• Нарушение предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи, когда ребёнок не умеет правильно использовать предлоги.
• Трудности в использовании глагольных приставок, поскольку их основное значение заключается в указании направления или характера движения.
• Неправильное расположение материала на тетрадном листе. Подчас дети не умеют даже определить середину строки, чтобы написать заглавие или число, писать в столбик, а особенно в два столбика. Могут смещать всё написанное в правую сторону, выходя за поля.
Направления работы:
Развитие ориентировки в схеме собственного тела
Цель: развивать пространственные представления на основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку (на собственном теле, на куклах, на изображениях людей)
Задачи и последовательность их решения:
1)развивать умение выделять ведущую руку и на его основе выделять другую руку, а так же закреплять их речевые обозначения:
- покажи, какой рукой ты рисуешь, ешь и т. д. ;
-покажи правую (левую) руку;
-покажи игрушку правой (левой)рукой;
- возьми предмет в правую (левую) руку;
2)развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела путем выделения ведущей руки; закрепить знание частей тела и их речевое обозначение:
- на собственном теле;
- на куклах;
- на изображениях людей;
3) дифференцировать на вербальном и невербальном уровнях правые и левые части тела:
Прямая ориентировка в схеме тела:
-покажи правую (левую) руку;
-покажи правое (левое) ухо;
-покажи правый (левый) глаз;
Перекрестная ориентировка в схеме тела:
-покажи правой рукой левый глаз (левое ухо, правую ногу, левую ногу);
-показать левой рукой правый глаз (правое ухо, левую ногу, правую ногу);
4) закреплять и развивать знание частей тела и умение ориентироваться в его схеме:
- назови основные части лица;
- нарисуй лицо человека и назови его основные элементы;
- приложи к овалу лица, вырезанному из картона, контурные изображения глаз, бровей, ресниц, носа рта и опиши их местонахождение.
Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.
Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения относительно воспринимающего объекта.
Задачи и последовательность их решения:
1) Закрепить понятие «справа» и «слева» и их речевые обозначения;
Уточнить, что «справа»- это ближе к правой руке, а «слева» - ближе к левой ;
2) Закрепить понятия «направо- налево» и «справа налево»- «слева направо» и их обозначения в речи;
3) Учить понимать схематичные изображения направления движения и обозначать их в речи : «направо», «слева направо» ; «налево», «справа налево» ;
4) Выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции.
Развитие восприятия пространственных отношений между предметами и группами предметов.
Цель: формировать умение анализировать пространственные отношения между предметами и понимать связь между местоположением предмета в пространстве и его обозначением в речи.
Задачи и последовательность их решения:
1) учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу;
2) Учить определять пространственные соотношения между предметами и их изображениями ; определить расположение двух, трех и более предметов и их изображений ;
3) Учить воспроизводить фигуры из заданных элементов, используя метод активного конструирования, по образцу и речевой конструкции.
Формирование пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180 градусов.
Цель: формировать умения осуществлять пространственный анализ объектов, развернутых на 180 градусов.
Задачи и последовательность их решения:
1) Закрепить представления о правой и левой сторонах тела человека и их обозначениях в речи;
2) Закрепить умение определять правую и левую стороны тела сидящего рядом человека;
3) Формировать навыки мысленного перемещения объектов в пространстве и трансформации зрительных образов ;
4) Учить определять правую и левую стороны тела сидящего напротив человека ;
5) Учить определять пространственное расположение объектов по отношению к сидящему напротив человеку.
Развитие восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины) в процессе развития зрительного восприятия.
Цели: формировать зрительное восприятие формы и величины предметов ; закреплять обозначения пространственных признаков предметов в речи ; учить последовательно анализировать изображения с помощью словесного описания их элементов.
Задачи и последовательность их решения :
1) формировать зрительное восприятие предметов;
2) учить определять геометрическую форму предметов и их величину на вербальном и невербальном уровнях;
3) закрепить в речи знания основных геометрических фигур;
4) закрепить в речи обозначения величины предметов ;
5) учить последовательному пространственному описанию предметов ;
6) учить определять пространственные взаимоотношения крупных, а затем мелких частей предмета;
7) формировать изобразительно –графические способности, которые подразумевают:
общее развитие графо-моторных навыков ;
овладение графической символизацией (штриховка, обводка, срисовывание, дорисовывание) ;
выполнение графических диктантов по речевой инструкции.
Развитие понимания логико- грамматических структур языка.
Цель : развивать понимание логико-грамматических отношений между компонентами языка через осознанный анализ связей и отношений между словами внутри фразы.
1. Работа с предлогами
2. Работа с инверсионными конструкциями
3. Анализ предложений
Достижения выпускника
• Ребенок: Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями
• Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами
• Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени
• Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране
• Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи
• Владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходств
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
1. Содержательно-насыщенной
2. Трансформируемой
3. Полифункциональной
4. Вариативной
5. Доступной
6. Безопасной
Одним из важных принципов работы педагога является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ
Функции предметно-развивающей среды
1. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
2. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
3. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Направления взаимодействия педагога с родителями:
Педагогический мониторинг семьи- изучение особенностей семейного воспитания каждого ребенка; изучить удовлетворение родителей совместной деятельностью с детским садом; изучить проблемы конкретных родителей в воспитании людей
Педагогическая поддержка- установить тесное взаимодействие с родителями ; способствовать сплочению родительского коллектива группы; сблизить родителей с детьми
Педагогическое образование родителей-удовлетворение образовательных запросов родителей (семинары, консультации, тренинги и т. д.); совместная деятльность педагогов и родителей
Совместная деятельность педагогов и родителей. Задача педагога – сделать родителей активным участником жизни детского коллектива
Планирование деятельности:
ФГОС - предполагает внесение корректив в планирование образователь
ной деятельности с детьми
В календарных и перспективных планах каждого ДОУ должны реализоваться принцип интеграции образовательных областей и комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса
Современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «Центра тяжести» с НОД на другие формы организации образовательной деятельности
Необходимо перенести «Центр тяжести» с НОД на другие формы организации образовательной деятельности
Традиционные формы работы:
• Беседы
• Досуги
• Игровые беседы с элементами движения
• Занятия
• Развлечения
• Викторины
• Клубы
• Конструирование
• Театрализованная деятельность
• Дидактические игры
• Спортивные игры
• Народные игры
• Экскурсии
• Походы
• Выставки
• И т. д
Нетрадиционные формы работы:
• Пресс-коференция
• Устные журналы
• «Школа исследователей»
• «Клуб любознательных»
• Рисунки-сочинения
• Интегративная деятельность
• Проектная деятельность
• Исследовательская деятельность
• Режиссёрская игра
• Создание коллекций
• Изостудия
• Коллективное дело
• «Сказочная лаборатория»
• И т. д
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.- 32 с.
2. Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. _ М. : национальный книжный центр, 2013.- 48 с. (-Развитие и коррекция.)
3. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-212 с.