Папки-передвижки

Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС

Елена Чукаева
Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС»

Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:

поддержки специфики и разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности детства. как важного этапа в общем развитии человека;

Публикация «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

В Стандарте учтены:

особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Основные принципы дошкольного образования :

• полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;

• индивидуализации дошкольного образования;

• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

• партнёрства Организации или индивидуального предпринимателя с семьёй;

• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Цели стандарта:

• повышение социального статуса дошкольного образования;

• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Что дает стандарт педагогу.

• Возможность проявить творчество

• Педагог должен быть мастером

• Личностное развитие и самосовершенствование

• Рост самооценки

• Удовлетворение результатами

• Интерес к работе

Образовательные области

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

Развитие пространственных представлений относится к образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, но интегрируется со всеми образовательными областями.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Пирамида познания:

• Восприятие

• Память

• Мышление

• Воображение

Задачи образовательной деятельности детей старшего возраста в области познавательного развития :

развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

Способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в старшей возрастной группе :

• Самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам

• Поддерживать проявление индивидуальности в ребенке

• Поддерживать в детях ощущение взросления

К пространственным представлениям относят

• Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства)

• Умение определять положение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственное расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив

• Умение ориентироваться на листе бумаги

Квазипространственные (логико-грамматические) конструкции

При несформированности пространственных представлений :

• Нарушения чтения, вплоть до зеркального чтения или отдельные замены графически сходных букв, потеря строки при чтении, неумение сориентироваться на странице.

• Оптическая дисграфия, либо её элементы при смешанных формах дисграфии. Трудности в усвоении букв на начальном этапе обучения.

• Большие трудности при рисовании и конструировании, что проявляется в неправильном пространственном расположении элементов, фигур по сравнению с образцом, либо в упрощении и сокращении изображений.

• Нарушение предложно-падежных конструкций в устной и письменной речи, когда ребёнок не умеет правильно использовать предлоги.

• Трудности в использовании глагольных приставок, поскольку их основное значение заключается в указании направления или характера движения.

• Неправильное расположение материала на тетрадном листе. Подчас дети не умеют даже определить середину строки, чтобы написать заглавие или число, писать в столбик, а особенно в два столбика. Могут смещать всё написанное в правую сторону, выходя за поля.

Направления работы:

Развитие ориентировки в схеме собственного тела

Цель: развивать пространственные представления на основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку (на собственном теле, на куклах, на изображениях людей)

Задачи и последовательность их решения:

1)развивать умение выделять ведущую руку и на его основе выделять другую руку, а так же закреплять их речевые обозначения:

- покажи, какой рукой ты рисуешь, ешь и т. д. ;

-покажи правую (левую) руку;

-покажи игрушку правой (левой)рукой;

- возьми предмет в правую (левую) руку;

2)развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела путем выделения ведущей руки; закрепить знание частей тела и их речевое обозначение:

- на собственном теле;

- на куклах;

- на изображениях людей;

3) дифференцировать на вербальном и невербальном уровнях правые и левые части тела:

Прямая ориентировка в схеме тела:

-покажи правую (левую) руку;

-покажи правое (левое) ухо;

-покажи правый (левый) глаз;

Перекрестная ориентировка в схеме тела:

-покажи правой рукой левый глаз (левое ухо, правую ногу, левую ногу);

-показать левой рукой правый глаз (правое ухо, левую ногу, правую ногу);

4) закреплять и развивать знание частей тела и умение ориентироваться в его схеме:

- назови основные части лица;

- нарисуй лицо человека и назови его основные элементы;

- приложи к овалу лица, вырезанному из картона, контурные изображения глаз, бровей, ресниц, носа рта и опиши их местонахождение.

Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку.

Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения относительно воспринимающего объекта.

Задачи и последовательность их решения:

1) Закрепить понятие «справа» и «слева» и их речевые обозначения;

Уточнить, что «справа»- это ближе к правой руке, а «слева» - ближе к левой ;

2) Закрепить понятия «направо- налево» и «справа налево»- «слева направо» и их обозначения в речи;

3) Учить понимать схематичные изображения направления движения и обозначать их в речи : «направо», «слева направо» ; «налево», «справа налево» ;

4) Выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции.

Развитие восприятия пространственных отношений между предметами и группами предметов.

Цель: формировать умение анализировать пространственные отношения между предметами и понимать связь между местоположением предмета в пространстве и его обозначением в речи.

Задачи и последовательность их решения:

1) учить воспроизводить пространственные отношения между предметами по образцу;

2) Учить определять пространственные соотношения между предметами и их изображениями ; определить расположение двух, трех и более предметов и их изображений ;

3) Учить воспроизводить фигуры из заданных элементов, используя метод активного конструирования, по образцу и речевой конструкции.

Формирование пространственной ориентировки в объектах, развернутых на 180 градусов.

Цель: формировать умения осуществлять пространственный анализ объектов, развернутых на 180 градусов.

Задачи и последовательность их решения:

1) Закрепить представления о правой и левой сторонах тела человека и их обозначениях в речи;

2) Закрепить умение определять правую и левую стороны тела сидящего рядом человека;

3) Формировать навыки мысленного перемещения объектов в пространстве и трансформации зрительных образов ;

4) Учить определять правую и левую стороны тела сидящего напротив человека ;

5) Учить определять пространственное расположение объектов по отношению к сидящему напротив человеку.

Развитие восприятия пространственных признаков предметов (формы и величины) в процессе развития зрительного восприятия.

Цели: формировать зрительное восприятие формы и величины предметов ; закреплять обозначения пространственных признаков предметов в речи ; учить последовательно анализировать изображения с помощью словесного описания их элементов.

Задачи и последовательность их решения :

1) формировать зрительное восприятие предметов;

2) учить определять геометрическую форму предметов и их величину на вербальном и невербальном уровнях;

3) закрепить в речи знания основных геометрических фигур;

4) закрепить в речи обозначения величины предметов ;

5) учить последовательному пространственному описанию предметов ;

6) учить определять пространственные взаимоотношения крупных, а затем мелких частей предмета;

7) формировать изобразительно –графические способности, которые подразумевают:

общее развитие графо-моторных навыков ;

овладение графической символизацией (штриховка, обводка, срисовывание, дорисовывание) ;

выполнение графических диктантов по речевой инструкции.

Развитие понимания логико- грамматических структур языка.

Цель : развивать понимание логико-грамматических отношений между компонентами языка через осознанный анализ связей и отношений между словами внутри фразы.

1. Работа с предлогами

2. Работа с инверсионными конструкциями

3. Анализ предложений

Достижения выпускника

Ребенок: Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями

• Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами

• Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени

• Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране

• Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи

• Владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных - сходств

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть :

1. Содержательно-насыщенной

2. Трансформируемой

3. Полифункциональной

4. Вариативной

5. Доступной

6. Безопасной

Одним из важных принципов работы педагога является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ

Функции предметно-развивающей среды

1. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

2. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

3. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Направления взаимодействия педагога с родителями:

Педагогический мониторинг семьи- изучение особенностей семейного воспитания каждого ребенка; изучить удовлетворение родителей совместной деятельностью с детским садом; изучить проблемы конкретных родителей в воспитании людей

Педагогическая поддержка- установить тесное взаимодействие с родителями ; способствовать сплочению родительского коллектива группы; сблизить родителей с детьми

Педагогическое образование родителей-удовлетворение образовательных запросов родителей (семинары, консультации, тренинги и т. д.); совместная деятльность педагогов и родителей

Совместная деятельность педагогов и родителей. Задача педагога – сделать родителей активным участником жизни детского коллектива

Планирование деятельности:

ФГОС - предполагает внесение корректив в планирование образователь

ной деятельности с детьми

В календарных и перспективных планах каждого ДОУ должны реализоваться принцип интеграции образовательных областей и комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

Современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «Центра тяжести» с НОД на другие формы организации образовательной деятельности

Необходимо перенести «Центр тяжести» с НОД на другие формы организации образовательной деятельности

Традиционные формы работы:

• Беседы

• Досуги

• Игровые беседы с элементами движения

• Занятия

Развлечения

• Викторины

• Клубы

• Конструирование

• Театрализованная деятельность

• Дидактические игры

• Спортивные игры

• Народные игры

• Экскурсии

• Походы

• Выставки

• И т. д

Нетрадиционные формы работы:

• Пресс-коференция

• Устные журналы

«Школа исследователей»

«Клуб любознательных»

• Рисунки-сочинения

• Интегративная деятельность

• Проектная деятельность

• Исследовательская деятельность

• Режиссёрская игра

• Создание коллекций

• Изостудия

• Коллективное дело

«Сказочная лаборатория»

• И т. д

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.- 32 с.

2. Филатова И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. _ М. : национальный книжный центр, 2013.- 48 с. (-Развитие и коррекция.)

3. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-212 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Цель: Формирование элементарных представлений о видах спорта и ценностей здорового образа жизни на занятиях по физическому развитию. Задачи:.

Консультация для педагогов и воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ» У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности.

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие глагольного словаря у дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС» слайд 1 В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее.

Модель Рппс для старших дошкольников в соответствии с ФГОС Предметно – развивающая среда предполагает специально созданные благоприятные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком.

Открытое занятие с использованием театрализации для старших дошкольников. в соответствии с ФГОС Путешествие в страну Театралию. Открытое занятии для старшей группы с использованием театрализации. М. р. Придумано кем-то просто и мудро:.

Развитие и социализация детей в соответствии с ФГОС ДО. В рамках педагогического проекта мною была поставлена задача создание таких условий в части содержания образования, форм и методов работы,.

Развитие логического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Министерством образования и науки Российской.

Развитие пространственных представлений на индивидуальных занятиях Занимаясь с ребёнком на индивидуальных занятиях, следует садиться справа от него, соответственно ребёнку предлагается стул, который находится.

Роль геокэшинга в совершенствовании пространственных представлений у старших дошкольников Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до Сенсорное развитие ребенка раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 15 октября 2017 в 15:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных представлений у старших дошкольников в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чукаева (УИ 1036031) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД