Инна Власова
Развитие логического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 17.10.2013г. №1155 нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Познавательные же возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов. Поэтому важно развивать память, внимание, воображение и мышление.
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
Асмолов Александр Григорьевич говорит, что критерием готовности к школе является способность уловить основные связи между явлениями. Эта возможность появляется тогда, когда ребёнок умеет мыслить логически.
И действительно, способность логически мыслить позволяет : понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений.
В своей работе по развитию логического мышления я использую разнообразные методы: практические, игровые, наглядные, словесные, метод моделирования и проектирования. При выборе методов учитываю ряд факторов: программные задачи, решаемые на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями. Данный метод предлагает работу с демонстрационным или раздаточным материалом. Упражнения бывают коллективными и индивидуальными.
Игра в дошкольном возрасте занимает особое место. Поэтому я широко использую дидактические игры и упражнения. Например, такие игры как «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - это игры на развитие зрительно-мыслительного анализа. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд. «Похож -не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между предметами. «Логические цепочки», «Логический поезд» - на умение обобщать отличающиеся друг от друга объекты по общему признаку. Так же я использую хитрые задачки, головоломки, лабиринты.
Наглядные и словесные методы применяю в тесном единстве друг с другом. Большое внимание я уделяю словесным упражнениям: «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Подбери слово», «Так бывает или нет?». Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей: ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи.
Одним из наиболее перспективных методов развития логического мышления у дошкольников является моделирование. Моделирование для дошкольника позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления, облегчить ребёнку познание. В результате знания ребёнка поднимаются на более высокий уровень обобщения.
Использование моделирования позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребёнка. Улучшает понимание ребёнком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления. Повышает наблюдательность ребёнка, даёт ему возможность заметить особенности окружающего мира. Ставит ребёнка в активную позицию, стимулирует его познавательность.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать логическое мышление, развивать умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
С целью развития логического мышления у воспитанников в своей практической деятельности использую целый ряд приёмов. Одним из приёмов является демонстрация. Выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств и ИКТ. Даёт возможность формировать навыки и умения у детей
. Следующий приём - инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция даётся полностью до начала выполнения задания, в младших – предваряет каждое новое действие.
Ещё я использую такие приёмы, как пояснения, разъяснения, указания. Они используются с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений.
Вопросы к детям – один из основных приёмов развития логического мышления во всех возрастных группах. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и освоение материала. При развитии логического мышления наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т. е. констатирующих к более сложным вопросам, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения или использования простейших доказательств. Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации образца или выполнения упражнения детьми. Например, после того как дети разделили бумажный квадрат на две равные части можно задать следующие вопросы: «Что ты сделал? Как называются эти части? Какой формы получились части? Что надо сделать, чтобы разделить квадрат на четыре равные части?»
Развивать логическое мышление можно в течении всего дня: в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, игровой и индивидуальной деятельности, на прогулке.
Использование выше перечисленных методов, приёмов, специально подобранных заданий, а также тесное переплетение развития логического мышления со всеми образовательными областями закладывает предпосылки для развития таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Ребёнок начинает объяснять явления и процессы. Добавим к этому мотивирующую игровую ситуацию – и получим заинтересованного, а главное, мыслящего ребёнка-исследователя.