Антонина Орлова
Развитие пространственных представлений на индивидуальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь с ребёнком на индивидуальных занятиях, следует садиться справа от него, соответственно ребёнку предлагается стул, который находится слева.
При постановке звука и автоматизации на всех этапах упор следует делать на опорные зрительные образы и пространственное ориентирование.
Так, давая ребёнку игрушку, справа от которой лежат два мяча, а слева -три, просим произнести звук столько раз, сколько мячей слева от игрушки.
Для выработки умения перемещать линию взора слева направо пригодна игрушечная машина. Произнося звук, ребёнок должен правой рукой передвигать машину вправо до конечной точки.
Публикация «Развитие пространственных представлений на индивидуальных занятиях» размещена в разделах
Для различений направлений пространства ребёнок получает карточку с изображением бабочки в центре листа и определенным количеством цветов в углах листа и произносит слог со звуком столько раз, сколько цветов в левом верхнем углу, нижнем правом. В дальнейшем ребенку нужно сравнить, где больше растё т цветов: справа или слева от бабочки, внизу или вверху.
Задание для закрепления навыков ориентирования в схеме собственного тела: повернись направо и назови все предметы с заданным звуком.
На демонстрационном полотне расположить картинки слева и справа от себя. Например, картинки со звуком С выкладывай справа, со звуком Ш - слева.
Для ориентировки в направлениях пространства к карте и умения определять местонахождение предметов. Предлагается рассмотреть дом и ответить на вопросы : Сколько этажей в доме? Кто живёт на первом, третьем, нижнем этаже? Кто живёт справа от кошки? Кто живёт над мышкой? Кто живёт выше всех?
Для развития ориентировки в пространстве на этапе автоматизации можно использовать игры уже с первых занятиях после постановки.
Ребёнок надевает шапочки с изображениями машинки. На полу разложены «лужицы» с картинки на звук [р]. По инструкции учителя-логопеда «Солнышко поднимается, машинки в путь отправляются» ребёнок двигаются по комнате, изображая рычание мотора машины: р-р-р. По сигналу колокольчика он останавливаются на лужицах с картинками, четко называя слова со звуком [р].
Ребёнок кидает кубик и ходит «по дорожке», четко называя слова со звуком [ц], столько клеточек, сколько очков выпало на грани кубика. Заканчивается игра, когда ребёнок дойдет до последней картинки на «дорожке».
Использование мелких игрушек и «чудесного мешочка» позволяет логопеду разнообразить речевой материал по автоматизации звуков, одновременно развивая ориентировку в пространстве.
В начале игры ребёнок вместе с логопедом называет каждую игрушку, выделяя изучаемый звук голосом. Затем все игрушки складываются в мешочек и перемешиваются. Ребёнку предлагается на ощупь угадать и назвать игрушку. Определив место звука в угаданном слове (звук в начале, середине, конце слова, ребенок кладет свою игрушку возле нужной схемы. Игра продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все игрушки.
Для развития пространственной ориентировки изготавливаются карточки с изображением различных лабиринтов. Можно предложить следующие задания :
-Движение по лабиринту к определённой цели, с произношением звука (проведи зайца к морковке).
-Движение по лабиринту в соответствии со словесной инструкцией учителя-логопеда (назови картинку третью слева, вторую внизу).
На протяжении всего процесса работы над звуком необходима систематическая тренировка мышц руки для подготовки к овладению в дальнейшем навыками письма. Для выработки стереотипов движений руки слева направо, сверху вниз, развития глазомера и пространственного различения деталей детей нужно привлечь к рисованию, раскрашиванию, штриховке. Простое дорисовывание строки можно заменить изображением предмета в пространстве относительно других на рисунке. Например, нарисовать под каждой ёлочкой грибочек, справа от домика цветочек, солнышко между облаками.
На индивидуальных занятиях целесообразно использовать игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве :
- прокатывание мяча от учителя-логопеда к ребёнку в определённом направлении с одновременным с закреплением произношения слогов с изучаемым звуком;
-попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях, с одновременным произношением слов по заданию учителя-логопеда (например, «Большой-маленький», «Антонимы»);
- «рисование» мячом фигур на столе с произношением изолированного звука.