Еремина Надежда
Презентация «Развитие представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»
А. Апшерони
Актуальность
В условиях перехода дошкольных образовательных организаций на ФГОС перед воспитателями ставятся задачи развития детей в соответствии с новыми стандартами, формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Публикация «Презентация „Развитие представлений ребенка о профессиях как важный фактор социального развития“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее
радость ему самому и приносящее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она необходима ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж,
отражающий уникальность человека, достичь определенного социального
статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.
В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Однако сам ребенок реализовать себя может не всегда. Осознать значимость
труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним с самого рождения (родители,
воспитатели, педагоги).
Часто родители, спрашивают: в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор будущей профессии?
Я считаю, очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому, основное направление в работе с детьми дошкольного возраста я ориентирую на:
выявление на ранних ступенях развития способностей детей дошкольного возраста к разным видам деятельности;
обеспечение реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.
Работая с детьми по этой теме, я опиралась на следующие нормативно-правовые документы:
• Конституция Российской Федерации;
• Конвенция ООН о правах ребёнка;
• Закон РФ "Об образовании",
• Федерально-государственный образовательный стандарт" (Приказ
№1155 от 17 октября 2013 года)
Высокую значимость трудового воспитания в становлении личности
отмечало большинство выдающихся педагогов прошлого, как западных (Я.
А. Каменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо и др., так и отечественных (П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский К. Д. Ушинский, С. Т.
Шацкий и др.).
Современные ученые-педагоги исследовали различные стороны трудового воспитания. Теория и практика трудового обучения и воспитания основывается на трудах Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова, В. А. Полякова, Н. Н. Чистякова, Ю. Л. Холтунцева и др.
Я также увидела необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Ещё Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
• Цель моей работы: расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы. Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач:
расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе ситуативно-имитационного моделирования, представлении о структуре труда
• сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека
• развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь; активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный интерес к профессиям, востребованным в нашей местности
• развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности
Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:
Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение отведенного времени на реализацию проекта. Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип наглядности состоит в обогащении воспитанников чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отвожу работе с родителями.
Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к труду, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям (Т. А. Виноградова, Л. А. Каменева, Т. А. Маркова др.). Психолого-педагогические исследования по трудовому воспитанию дошкольников посвящены формированию у детей дошкольного возраста системных знаний о труде. Исследователи доказали, что освоение детьми системных знаний существенно влияет на становление у них правильного отношения к труду взрослых и собственному труду, формирует любознательность к миру профессий
В докторском исследовании В. И. Логиновой были определены этапы формирования системных знаний о труде взрослых у дошкольников. Эти этапы позволили определить логику и условия построения системных знаний о профессиях :
-формирование отношения к труду;
- воспитание потребности трудиться;
-усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда.
Одним из путей формирования у дошкольников представления о значимости труда является ознакомление с профессиями. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, средствах сообщения, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности являются центральными. Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу.
Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Я заметила, что многие дети смешивают результат с процессом труда (врач – «лечит людей», воспитатель – «воспитывает детей». В процессе формирования преставлений у детей о труде взрослых наиболее актуальными являются представления о социальной значимости труда. Важность результатов труда различных профессий дети старшего дошкольного возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя.
Формирование обобщенных представлений о важности труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего, четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворить ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволяет ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, стирки одежды). На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда я формирую обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Помощник воспитателя вымыла посуду – посуда чистая; накрыла столы к обеду – можно есть; приготовила кровати – можно детям ложиться спать и т. д., т. е. она заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы все были сыты. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе этих первичных обобщений можно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.
Я оформила трудовой уголок, в котором есть «методическая копилка» дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых; картотека дидактических игр-упражнений, загадок по ознакомлению с трудом взрослых; трудовая лесенка с набором карточек по разным профессиям; иллюстративный материал по ознакомлению с трудом взрослых; художественная литература по ознакомлению с профессиями; тематические альбомы: «Все профессии нужны», «Где работают мои родители», «Кем быть?»
Подготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр; картотеки подвижных игр, физминуток, артикуляционных гимнастик, пословиц, поговорок о труде, о различных профессиях.
Современные дошкольники получают большой объем информации о профессиях взрослых из телепередач, художественной литературы, однако эти сведения разрозненные. Моя задача состоит в том, чтобы в процессе обучения актуализировать этот запас знаний и привести его в систему через разнообразные виды детской деятельности. Педагогическими средствами могут быть и материальные объекты, и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса, а также разнообразная деятельность: труд, игра, общение.
Средствами формирования у дошкольников знаний о профессиях могут быть и литература, и музыка, и поэзия, и искусство, а также непосредственно сама непрерывная образовательная деятельность.
Считаю наиболее действенными способами ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Так, например дети младшего дошкольного возраста знакомятся с профессиями, наблюдая за работой няни, повара, дворника, а дети старшего дошкольного возраста через экскурсии на почту в школу, библиотеку и т. д. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений, экскурсий. Это дает возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений о профессиях. С их помощью ребенок удовлетворяет свое любопытство, расширяет кругозор и повышает свой познавательный интерес.
Эффективной формой работы с детьми является использование
информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ
с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы
Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных
профессиях имеет огромное значение, так как информационно-
коммуникативные средства – это то, что требует современная модель
обучения на современном этапе образования.
Одним из новых средств по ознакомлению детей с трудом взрослых являются интерактивные игры, мультимедийные презентации и развивающиеся мультфильмы.
Так, например, при знакомстве с трудом строителей была создана презентация «Кто построил этот дом», где в игровой форме с показом развивающего мультфильма и интерактивной игры детям были даны знания о труде строителей.
Дидактические упражнения и игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться, способствуют систематизации знаний о мире труда и профессий. Так, например, в среднем дошкольном возрасте мною была проведена игра «Что нужно доктору», а в старшем дошкольном возрасте - более усложненный вариант «Кому что нужно для труда», где детям предложено несколько профессий, набор карточек с различными орудиями труда.
Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов, используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, которые отображают взаимосвязи реальных предметов и действий.
Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, она позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости. В формировании у детей системных знаний о труде взрослых используются предметно-схематические модели. Здесь существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Модель упрощает объект, представляет его лишь отдельные стороны, и поэтому без подачи общего представления о профессии невозможно рассматривать структуру трудового процесса. Так, например, во второй младшей группе детского сада начинают знакомить детей с профессиями сотрудников детского сада, то есть с профессиями ближайшего окружения детей. Вместе с этим, знакомлю детей со схематичным изображением профессии. Предлагаю детям творческую продуктивную деятельность: нарисовать, изобразить знаками тот или иной предмет, наклеить модель из готовых знаков, конструирование.
Результативность опыта
Для того, чтобы выяснить, что усвоили дети о мире труда и профессий у я использую тестирование:
Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых дети выбирают один, который более всего соответствует их
представлениям.
В качестве мониторинга я предлагаю рассказать о том, какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.
Использую методику неоконченных предложений : ребенку предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить.
Считаю очень важным – заручиться поддержкой родителей. Они помогают изготавливать атрибуты, шьют костюмы, активно участвуют в конкурсах и выставках.
Как результат моей работы - дети показывают оптимальный уровень сформированности представлений о мире труда и профессий :
У моих воспитанников имеются осознанные знания о трудовой
деятельности людей.
Дети знают основные профессии, их особенности,
понимают значимость данной профессии для людей, положительно относятся
к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей
выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они
мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой
выбор.
Опыт работы доказал, что трудовое воспитание - это процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности.
Таким образом, системная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых способствует формированию позитивных установок к различным видом труда, становлению самостоятельности, саморегуляции собственной деятельности, воспитанию положительного отношения к труду, желания трудиться.