Александра Кузнецова
Консультация «Общение — важный фактор общего психического развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение - важный фактор общего психического развития ребенка.
“ Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”.
В. А. Сухомлинский
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Публикация «Консультация „Общение — важный фактор общего психического развития ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.
Среди основных продуктов общения выделяют : общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период носит эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка можно создать эмоционально - положительный тонус, что в дальнейшем послужит признаком физического и психического здоровья.
Основными функциями общения являются :
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга;
Очень важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития каждого ребенка.
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для педагога - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира.
Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений и общения, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.
Используя в практике три основных навыка построения без конфликтных и мирных взаимоотношений: ободрение, общение и сотрудничество. Ободрение означает уважение лучших качеств ребенка. Общение включает в себя умение слушать ребенка так, чтобы это помогло понять, что для него наиболее важно. Сотрудничество строится на предоставлении ребенку слова, признании его способностей, сведение идей воедино, без доминирования кого-либо, взаимной поддержке и взаимопомощи.
Важным фактором является способы обращения к каждому ребенку, к коллективу детей: «Друзья мои», «Мой хороший», «Уважаемые дети», «Умница». Для придания значимости, а иногда и игривости ситуации использую имя и отчество ребенка. «Уважаемый Евгений Андреевич будьте так любезны? Светлана Петровна Вам не составит труда?».
Прежде чем советовать, я спрашиваю разрешение у детей: «Можно я тебе подскажу?», «Тебе помочь?», «Хочешь, мы сделаем вместе?». Это позволят не нарушить зону комфорта ребенка и дать ему возможность выбора: принять или не принять помощь. И поэтому в игре у детей сейчас не возникает конфликтов, что кто-то отобрал игрушку или нарушил гармонию игры. Им не сложно спросить разрешения поиграть вместе: «Можно я помогу тебе построить?», «Давай вместе собирать?»
При общении использую правило смотреть в глаза собеседнику. Когда я хочу быть уверенной в том, что ребята меня действительно слушают и слышат, я спрашиваю: «Где глазки?», «Раз, два, три на меня посмотри!» Подсказка:данные слова произношу совершенно спокойно, лучше ласково, с улыбкой или нейтрально, иначе дети просто не захотят на меня смотреть. Кому же захочется встретиться взглядом с сердитым и грубым человеком? А как только детские глаза прикованы ко мне, значит я владею детским вниманием.
Дети, особенно маленькие, реагируют на интонацию больше, чем на содержание речи. Единственное лекарство, которое действует эффективнее, чем крик (пусть они даже из самых лучших побуждений, – это когда я присаживаюсь, установив перед этим зрительный контакт, и начинаю говорить – очень тихо. Это конечно требует высокого самообладания, зато дает поразительные результаты.
Дети очень большие помощники. Они любят помогать всегда и везде, в любой даже очень сложной ситуации. Если используешь волшебные слова: «Помоги», «Сделай доброе дело», «Будь добр, помоги!», «Я сама не справлюсь, мне нужна ваша помощь!», «Как же быть? Подскажите!», «Давайте решим вместе». Ребята становиться вежливее и терпимее друг к другу. С удовольствием приходят на выручку, заботятся друг о друге.
А перед тем, как указать ребенку на его ошибку, я говорю о том, что у него получилось хорошо. И как бы между прочим подчеркиваю, что было бы совсем замечательно, если бы еще постарался, подумал, был повнимательнее…. Или например: Аня выполняла задание у магнитной доски. После того, как она закончила, я обращаюсь к детям: «Ребята что у Ани получилось лучше всего?», «Что Аня сделала правильно, верно?», а потом «что еще можно добавить?», «а как еще можно выполнить?».Под таким "соусом" критика выглядит больше как похвала, чем как обвинение. Ребенок с удовольствием исправляет свою ошибку, и точно не будет обижаться.
Конечно всё продумать невозможно. На практике многое можно упростить, каждый должен приобрести свой индивидуальный опыт и не полагаться на опыт других.
Автор: Кузнецова Александра Сергеевна,воспитатель МАДОУ д/с №164 г. Тюмень