Татьяна Блоха
Развитие представлений об истории, традициях и быте кубанского казачества у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие представлений об истории, традициях и быте кубанского казачества у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования авторской рабочей тетради»
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В нашем детском саду с самого раннего детства формируется базовая культура личности, высокие нравственные качества: основы гражданственности, любовь к Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям Краснодарского края.
В детском саду, в группах казачьей направленности, проводится работа по ознакомлению детей с историческими корнями, жизнью, традициями, обрядами, бытом, трудовой деятельностью кубанского народа – казаков.
В ходе организации работы возник вопрос «Как в интересной, познавательной форме можно закрепить и понять усвоил ли ребёнок пройденный материал?» поэтому появилась идея о создании рабочей тетради. Разработанное пособие используется как в образовательной деятельности детского сада, в зависимости от модели недели и тематики группы, так и индивидуально дома, совместно с родителями.
Хочется отметить, что в связи с сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире, данное пособие позволило дистанционно организовывать работу с детьми и их родителями дома.
При разработке рабочей тетради я активно сотрудничала с педагогами начальной школы и учителями кубановедения, что позволяет сохранить преемственность при организации педагогического процесса. При работе над данным пособием я обращалась к материалам по кубановедению для начальной школы.
Особенностью построения данной тетради является то, что в течение 2-х лет обучения выделяется несколько основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи:
«История кубанского казачества»- данный блок включает задания направленные на ознакомление детей с историей возникновения кубанского казачества.
«Государственные символы Кубани» - блок включает в себя символику районов Кубани и позволяет в игровой форме запомнить символику своего района и края.
«История жилища на Кубани» - позволяет раскрыть и узнать из чего строились жилища казаков, из каких частей состоит хата казака, описание казачьей горницы.
«Кубанская утварь» - даёт понятие предметов обихода казаков, содержит загадки и различный иллюстративный материал.
«Быт казаков»- данный блок включает в себя материал по закреплению понятий казачьего подворья и из чего оно состояло.
«Хозяйственный двор» - даёт понятие, какие животные были в хозяйстве у казаков, какие постройки в хозяйственном дворе были необходимы. Позволяет закрепить знания о том кто, чем питается из животных, какую пользу приносили домашние животные казакам.
«Сад», «Огород» - содержит различный игровой материал по изучению и закреплению овощей и фруктов произрастающих на Кубани.
«Работа в поле» - раскрывает историю труда казаков в поле. Закрепляет знания об агрокультурах произрастающих на Кубани, способы их выращивания.
«Ремёсла Кубани» - данный блок позволяет узнать, какие ремёсла были на Кубани, чем они отличаются друг от друга. Раскрывает особенности труда ремесленников на Кубани.
«Одежда казаков» - даёт понятие как в старину называлась мужская и женская одежда казаков. Позволяет закрепить названия одежды.
«Кубанские разносолы» - позволяет расширить представления детей об разнообразии кубанских блюд, способе их приготовления.
«Кубанские праздники и обряды» - закрепляет названия и особенности календарных и обрядовых праздников кубанских казаков.
По итогу у детей формируются следующие целевые ориентиры:
• дети имеют представления об истории кубанского казачества;
• знают жизнь и уклад кубанских казаков;
• осознают важность труда в поле, имеют знания об агрокультурах;
• знают виды ремесел и умеют их различать;
• знакомы с традициями и обрядами кубанских казаков.
Развивающие игровые задания помогут детям старшего дошкольного возраста научиться проводить линии, обводить орнаменты и узоры по контуру, рисовать по клеточкам и точкам, копировать картинки по образцу, дорисовывать картинки, обводить элементы рисунков, раскрашивать картинки, последовательно соединять точки, раскрашивать. Такие задания развивают произвольное внимание, память, пространственное мышление и координацию движений руки ребёнка.
Занимательные задания, весёлые упражнения и забавные картинки помогут дошкольнику развить речь, графические навыки, мелкую моторику рук, зрительное восприятие, творческие способности, усидчивость, аккуратность, а также
Регулярно выполняя задания, ребёнок подготовит руку к письму, научится правильно держать ручку и карандаш, эффективно подготовится к обучению в школе.
В заключении хочется отметить, что при апробации рабочей тетради удалось выстроить три единства в образовательном процессе: дети –родители –педагоги. Следовательно, данное пособие будет интересно всем участникам образовательных отношений.