МААМ-картинки

«Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования»

Мария Клинская
«Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Научно - исследовательская работа.

Тема: "Развитие представлений о времени у детей 5 - 6 лет

посредством моделей и моделирования"

Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами.

Публикация «„Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования“» размещена в разделах

Не следует забывать о том, что старший дошкольник это ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.

Актуальность темы бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т. д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.

Цель исследования: изучить педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

Объект исследования – развитие представлений о времени у детей 5-6 лет.

Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и моделирования.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о времени у детей 5-6 лет будет эффективным в том случае, если:

- в образовательной деятельности будет сочетаться использование объемных и плоскостных моделей, отражающих различные временные категории.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Описать технологию использования моделей и моделирования в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о времени.

3. Выявить уровень развития представлений о времени у детей 5-6 лет.

4. Подобрать и апробировать систему занятий с моделями и простейшим моделированием по развитию представлений о времени у детей 5-6 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, программ, изучение состояния проблемы в практике обучения;

• эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом, тестирование детей, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Теоретическая значимость работы состоит в анализе условий использования моделей и моделирования в работе с детьми 5-6 лет по развитию представлений о времени.

Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования.

Мной были рассмотрены теоретические основы проблемы развития представлений о времени у детей 5 - 6 лет посредством использования моделей и моделирования. По проблеме исследования был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, описаны модели и технология использования элементарного моделирования в развитии представлений о времени у детей 5 – 6 лет.

Также были экспериментально проверены выдвинутые в гипотезе педагогические условия развития представлений о времени у детей 5-6 лет посредством моделей и моделирования. Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности представлений о времени у детей старшей группы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня сформированности представлений о времени и его измерении у детей старшей группы;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня сформированности представлений о времени и его измерении в экспериментальной и контрольной группах;

4) проанализировать полученные результаты диагностики.

Экспериментальной базой нашего исследования являлось МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Чамзинского муниципального района. В экспериментальной работе приняло участие 14 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Для проведения диагностики уровня сформированности восприятия категории «время» у старших дошкольников нами была использована методика Р. Ф. Галлямовой. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что дети как экспериментальной группы находятся преимущественно на среднем и низком уровне. Большая часть детей не ориентируются во времени

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Абсолютное число % Абсолютное число %

Высокий - - 6 42,9

Средний 12 85,7 7 50

Низкий 2 14,3 1 7,1

Такие результаты говорят о необходимости разработки и внедрения системы НОД в курсе формирования элементарных математических представлений по развитию у детей старшей группы различные временные представления.

В работе по формированию временных представлений у дошкольников использовала объемные и плоскостные модели.

Пример объемной модели "Спираль времени - сутки"

Пример объемной модели "Спираль времени - неделя"

Пример плоскостной модели суток

Примеры плоскостной модели «Календарь природы»

Результаты контрольного этапа эксперимента следующие - 42, 9 % (6 детей) можно отнести к высокому уровню развития временных представлений, 50 % (7 детей) - к среднему уровню, 7, 1 % (1 ребенок) - к низкому.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и элементарного моделирования имеет огромное значение для развития и формирования временных представлений у старших дошкольников; в процессе использования моделей во время НОД уровень развития временных представлений у детей 5 - 6 лет повышается. Этому свидетельствует сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. В ходе исследования были решены все поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Публикации по теме:

Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о животном мире через использование метода моделирования Формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о о животном мире через использование метода моделирования. Проблемой экологического.

Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений Я, Заец Елена Викторовна, общий педагогический стаж работы 20 лет. В Республиканском специализированном доме ребёнка г. Донецка ра-ботаю.

Формирование связной речи посредством наглядного моделирования Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования» В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной.

Опыт работы. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

Познавательно-исследовательский проект «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Срок реализации: с 10.04-26.04.2015г Участники: воспитатель, дети подготовительной группы,.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр Актуальность Первые элементарные математические представления у ребенка могут сформироваться только под влиянием взрослого. Чаще всего.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через знакомство со сказкой с использованием метода моделирования Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Развитие у детей 6–7 лет представлений о времени посредством электронных презентаций Необходимость ориентироваться во времени является жизненной необходимостью современного человека. Именно поэтому необходимо формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования»
Опубликовано: 5 мая 2016 в 16:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие представлений о времени у детей 5–6 лет посредством моделей и моделирования»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Клинская (УИ 621635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД