Приложение МААМ

Развитие познавательных способностей раннего дошкольного возраста в исследовательской деятельности «Весна — зимой»

Борисова Вероника
Развитие познавательных способностей раннего дошкольного возраста в исследовательской деятельности «Весна — зимой»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 175 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»

ПРОЕКТ

Тема: «Весна зимой. Наблюдение за ветками тополя»

Публикация «Развитие познавательных способностей раннего дошкольного возраста в исследовательской деятельности „Весна — зимой“» размещена в разделах

Развитие познавательных способностей раннего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

(краткосрочный проект)

Выполнила:

Борисова Вероника Владимировна

Воспитатель

г. Кемерово

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА…. ….3

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…. 5

1.1 Пояснительная записка…. …. 5

1.2 Актуальность проекта…. 5

II ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…. 6

2.1 Цели и задачи проекта…. 6

2.2 Методы и формы работы…. 6

III РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ….7

3.1 Этапы реализации проекта….7

3.2 Перспективный план работы с детьми и родителями по познавательно

исследовательской деятельности…8

IV ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…10

Список использованной литературы….11

Приложение 1…. 12

Приложение 2…. 14

Приложение 3…. 19

Приложение 4…. 22

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта «Весна зимой. Наблюдение за ветками тополя»

Автор Воспитатель группы: Борисова Вероника Владимировна

Тип проекта Познавательно-исследовательский

Участники проекта Педагоги, родители и дети группы раннего возраста

Сроки реализации Краткосрочный (феврали 2021г.)

Введение в тему проекта Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

На практике работы с детьми младшего дошкольного возраста показала, что для развития познавательной активности и познавательных способностей необходима активная включаемость ребенка в познавательную деятельность, организованную самостоятельным исследованием окружающего мира.

Развитие творческой личности детей раннего возраста, во многом зависит от взрослых, педагога и родителей.

Актуальность проекта - новые, интересные, неизвестные факты о тополе;

- реализует принцип связи познания с практической деятельностью;

- развивает исследовательские умения и навыки, познавательный интерес.

Цель проекта Пронаблюдать, за какой промежуток времени в комнатных условиях на ветках тополя появятся листочки.

Задачи проекта - учить детей наблюдать явления живой природы;

сравнивать, находить различия, изменения, обращаясь к воспоминаниям недавнего прошлого: ветки были голые, теперь на них — листочки;

- включить в обследование различные органы чувств («какие клейкие листочки» — осязание, «как они пахнут» — обоняние, «какого цвета листочки» — зрение, «как качаются веточки» — слух и т. п.);

- дать первые практические знания о жизни растений: им необходимы тепло и вода, люди ухаживают за растениями.

Новизна проекта Использование познавательно-исследовательской деятельности, способствует повышению качества, доступности и эффективности образования.

Ожидаемый результат работы с детьми - развитие интереса к познавательной деятельности через эксперимент – наблюдение за срезанными ветками тополя;

- формирование представлений о том, что растения живые; для того чтобы росли, необходимы тепло, свет и вода;

- воспитание бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат работы с родителями - формирование родительской культуры в области воспитания и развития детей по вопросам познавательного развития путем исследовательской деятельности;

- родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

На втором году жизни взрослый еще более расширяет возможности ребенка по манипулированию предметами. Новым в данном возрасте становится управляемое манипулирование. Малыш начинает выполнять отдельные действия по просьбе взрослого. Внимание детей крайне неустойчиво, поэтому взрослые должны принимать самое непосредственное участие в экспериментировании, которое в этом возрасте почти неотличимо от развлечения.

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Этот мир открывается ребенку, через опыт его личные ощущения, действия и переживания.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем больше количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. В. Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ то 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

1. 2 Актуальность проекта:

новые, интересные, неизвестные факты о тополе;

реализует принцип связи познания с практической деятельностью;

развивает исследовательские умения и навыки, познавательный интерес.

Гипотеза: предположим, что тепло и свет оказывает прямое воздействие на рост и развитие всего живого на Земле.

II ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

2.1 Цели и задачи проекта.

Цель: пронаблюдать, за какой промежуток времени в комнатных условиях на ветках тополя появится листочки.

Задачи:

- учить детей наблюдать явления живой природы;

сравнивать, находить различия, изменения, обращаясь к воспоминаниям недавнего прошлого: ветки были голые, теперь на них — листочки;

- включить в обследование различные органы чувств («какие клейкие листочки» — осязание, «как они пахнут» — обоняние, «какого цвета листочки» — зрение, «как качаются веточки» — слух и т. п.);

- дать первые практические знания о жизни растений: им необходимы тепло и вода, люди ухаживают за растениями.

2. 2 Методы и формы работы:

- наглядные (рассматривание картинок);

- словесные (беседа, рассказ, разъяснение, объяснение);

- практические (действие с предметами – листочками).

Материал: Ветки тополя, красивая ваза, магнитная доска, шаблон для рисования Тополя.

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.

Я, воспитатель группы раннего возраста организовала для детей наблюдение за тем как распускаются листочки на ветках тополя, которые специально были поставлены в группе в вазу. Я обращала внимание детей на то, что сначала на ветках появились сережки, после этого из раскрывшихся почек появились листочки. Дети отметили цвет листочков, их форму, сделали самостоятельные умозаключения, связав эти изменения с наступлением теплых дней, с приходом весны.

III РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

3.1 Этапы реализации проекта

Этап I (подготовительный) :

Какие деревья и кустарники используют для зимней выгонки?

Для выгонки в холодный сезон часто берут срезанные побеги тополя, берёзы, вербы и других деревьев и кустарников. Мы взяли веточки тополя.

Принесенные в помещение ветки сначала нужно завернуть в бумагу и положить на несколько часов в прохладное место для оттаивания и акклиматизации. Можно проводить акклиматизацию, поставив ветки в емкость с холодной водой. Согревшиеся ветки промывают свежей водой и удаляют внизу лишние побеги. Полезно сделать свежий косой срез, а также расщепить нижние концы веток по длине примерно на 5 см. Подготовленные ветки поместить в вазу или кувшин с чистой талой или просто отстоянной водопроводной водой. Теплая вода ускоряет выгонку. Мы не стали оставлять веточки в прохладном месте для акклиматизации, а сразу поставили их в воду, правда, не в холодную, а уже отстоявшуюся, комнатной температуры.

Этап II (Основной) :

Кроме замеров ежедневной температуры воздуха, мы проводили - опрыскивание.

Раскрытие цветочных и листовых почек при зимней выгонке происходит у разных растений в разные сроки. У веток тополя почки раскрываются очень быстро - в течение нескольких дней или недели. В целом, те растения, которые распускают листья и цветы раньше в природе, раньше раскрываются и в вазе при выгонке.

Этап III (заключительный) :

На веточке тополя в светлом и тёплом месте листики распустились очень быстро.

Коллективная работа «Листья весной на дереве Тополь» (рисование гуашью ватными палочками).

3.2 Перспективный план работы с детьми и родителями по познавательно – исследовательской деятельности.

МЕСЯЦ ДНИ НАБЛЮДЕНИЯ РАБОТА С

ДЕТЬМИ РАБОТА С

РОДИТЕЛЯМИ

Февраль 1 день

(5.02.2021г.) Рассматривание иллюстраций.

Просмотр видео ролика «Как деревья зимуют?»

https://youtu.be/rY577rzqSV4

Поставили веточки тополя в воду комнатной температуры.

Рассматривание веток тополя, беседа.

Раскрасить Тополь (рисование цв. карандашами). Консультация для родителей «Советы родителям по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

Беседа с родителями

«Прогулка с ребенка в той местности, где растут Тополя» ( рассмотреть их: высота, объем, нет листьев на ветках и т. д).

Фотоотчет прогулки родителей с детьми.

4 день

(8.02.2021г.) Наблюдение за ветками тополя.

Просмотр видео ролика «Как деревья зимуют?»

https://youtu.be/rY577rzqSV4

Игра малой подвижности «Ветер дует нам в лицо» :

Поговорить об изменениях (набухли почки).

7 день (11.02.2021г.) Наблюдение за ветками тополя.

Поговорить об изменениях (начали распускаться листочки).

«Разговор с куклой Катей»

Чтение художественной литературы (рассказ).

11 день

(15.02.2021г.) Наблюдение за ветками тополя.

Поговорить об изменениях (листочки окончательно распустились).

Рассматривание иллюстраций «тополь».

Дидактическая игра «Большие и маленькие листочки».

22 день

(26.02.2021г.) Наблюдение за ветками тополя.

Просмотр видео ролика «Как деревья зимуют?»

https://youtu.be/rY577rzqSV4

Поговорить об изменениях.

Коллективная работа «Листья весной на дереве Тополь» (рисование гуашью ватными палочками).

IV ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Для ранней весенней выгонки можно брать ветки многих древесных растений, зацветающих весной, а также выпускающих душистые листья или симпатичные серёжки. Ведь зачатки цветов и листьев уже к середине зимы полностью сформированы в почках этих деревьев и кустарников. Мы это и сделали, а результаты получились следующие:

В светлом месте распустились листики тополя, там температура воздуха была 23 градуса, но зато света было больше, таким образом, тополю нужно больше света и тепла.

Вывод:

22 дня мы наблюдали за нашими веточками тополя, 11 дней нам понадобилось, чтобы увидеть первые листочки.

Тепло и свет оказывает прямое воздействие на рост и развитие всего живого на Земле.

Мы поставили ветки в воду и стали наблюдать за ними день за днём. Почки стали понемногу набухать и зеленеть. И из почек стали видны листики.

Список использованной литературы

1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. / В. А. Дрязгунова. – М., 1981.

3. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений/ А. И. Иванова. – М., 2005.

4. Никашина Г. А. Весь мир в игре: Игровая модель познавательного развития ребенка, ч. 2 – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей раннего дошкольного возраста в исследовательской деятельности «Весна — зимой»
Опубликовано: 10 апреля 2021 в 11:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей раннего дошкольного возраста в исследовательской деятельности «Весна — зимой»» (включая файлы) размещена пользователем Борисова Вероника (УИ 1872950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД