МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста через приобщение к родному краю»

Паньшина Анна
Опыт работы «Развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста через приобщение к родному краю»
▼ Скачать + Заказать документы

«Познавательная активность является одним из важных качеств,

характеризующих психическое развитие дошкольника».

Артур Владимирович Петровский.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Активное развитие познавательных способностей в этом возрасте является важнейшей составной частью психического развития ребёнка, которое выступает основой формирования его умственного развития.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста через приобщение к родному краю“» размещена в разделах

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Ситуация развития такой личности неразрывно связана с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, реализуется в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуется наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. При наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает более интенсивно и плодотворно.

Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи Среди них выделяют ощущения и восприятия, внимание, память, мышление, воображение.

Восприятие- целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чуств (участвуют разные анализаторы, н: при восприятии яблока с помощью зрительного анализатора мы воспринимаем цвет, форму, величину, с помощью вкусового анализатора вкус: кислое или сладкое, с помощью обонятельного: запах.

Внимание- это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ренее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

На каждом возрастном этапе у дошкольника развиваются определённые познавательные способности.

Так у шестилетнего ребёнка должны быть развиты следующие познавательные способности :

- способность к наблюдательности;

- способность к зрительному и слуховому восприятию;

- способность к творческому воображению;

- способность к произвольному, самостоятельному порождению какой-либо идеи и воссозданию воображаемого плана её реализации;

- способность к произвольному и словесно-логическому запоминанию;

- способность к распределению и устойчивости внимания;

- способность к наглядно-схематическому мышлению и организации деятельности;

- способность классифицировать, обобщать, устанавливать логические связи;

- способность ориентироваться в пространстве.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка.

Ценностное отношение к родному краю является важной составляющей опыта личности и должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека- дошкольного образования.

Ознакомление с родным краем – это основа воспитания патриотизма у дошкольников. Чтобы воспитать патриотов своей страны, необходимо начать с малого: семья, детский сад, улица, микрорайон, родной город, край, и, наконец, Родина, родная страна.

Исследование и развитие познавательных процессов и интереса были изучены во 2 подготовительной группе. Обеспечить процесс развития познавательной сферы дошкольников через приобщение их к родному краю.

Работа была разделена на пять этапов:

На первом этапе нашего исследования проведено изучение специализированной литературы и подбор методов и методик исследования.

На втором этапе – проводилась психологическая диагностика на начало учебного года с целью изучения познавательных способностей детей.

Третий этап - коррекционно - развивающие занятия (задания, упражнения, рисунки).

Четвертый этап – работа с родителями

Пятый этап - провели повторное психодиагностическое тестирование и сравнили результаты.

Первый этап

На первом этапе было изучение и анализ трудов педагогов, психологов, философов, по вопросам развития познавательных процессов и познавательного интереса.

По проблеме развития познавательных способностей наибольшую известность получили теоретико-экспериментальные исследования Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, О. В. Хухлаева

Для того чтобы определить степень развития познавательных процессов у дошкольников, были выбраны специальные методы и методики диагностики. Определить уровень развития познавательных процессов и способностей можно с помощью определённых методик.

Были применены психодиагностические методики, которые помогли нам выделить три уровня развития умений и навыков : высокий, средний, низкий.

Второй этап

В сентябре 2016 года были диагностированы две подготовительных группы (5-6 лет) : экспериментальная группа - 24 и контрольная группа – 23.

Диаграмма, показывающая распределение испытуемых по уровню сформированности познавательных процессов на начало эксперимента.

Диаграмма Экспериментальная группа

Диаграмм контрольной группы

На начальном этапе работы было выявленно в

Экспериментальной группе 4 воспитанника (12%) и в Контрольной группе 3 человека (10%) с Низким уровнем - эти дети проявляют потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности, от заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции, они не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания почти всегда отсутствует.

В Экспериментальной группе 16 воспитанников (72%) и в Контрольной группе 16 воспитанников (76%) со Средним уровнем - у них редко наблюдается потребность в пополнении знаний. Познавательный интерес не постоянен. Неустойчивый интерес к заданиям. Они могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения результата испытывают радость.

В Экспериментальной группе 3 воспитанника (16%) и в Контрольной группе 4 воспитанника (14%) с Высоким уровнем - они стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны, в выполнении работ. Часто предлагает оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Результаты первичного исследования показали, что у детей в обеих группах уровень познавательных способностей в большей степени одинаковый.

Третий этап

Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволят развить и откорректировать их познавательную сферу. Для этих целей мною была систематизирована, дополнена и адаптирована к старшему дошкольному возрасту коррекционно-развивающая программа Л. И. Сорокиной, направленная на развитие познавательной сферы детей.

Цель данной программы:

- реализация коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников.

Задачи программы:

- учить строить логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать закономерности и причинно-следственные связи

- учить ориентироваться в пространстве.

- формировать способность к наблюдательности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- формировать способность к творческому воображению;

- способствовать развитию произвольной и словесно-логической памяти;

- формировать способность к распределению и устойчивости внимания;

- развивать наглядно-схематическое мышление и способность к организации деятельности.

- воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность;

- воспитывать у детей умение отвечать распространёнными предложениями и выслушивать ответы товарищей.

Необходимым условием эффективности программы является активное участие детей на занятиях, их заинтересованность.

В соответствии с этими требованиями были разработаны сюжетные игры-занятия, в содержании которых использовались различные развивающие игры и упражнения.

Принципы программы:

1. Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).

3. Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

На занятиях ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Царила атмосфера доверительного общения и сотрудничества с детьми. Занятия спланированы так, чтобы они проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны детям.

Этому способствует использование разнообразных методов и приемов, широкое включение игры, варьирование обстановки, в которой проводятся занятия. Занятия направлены также на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. В начале каждого занятия педагог настраивает детей на творческое занятие с помощью игры - используются сюжеты сказок, стихи, игровые элементы.

Занятия построены в доступной и интересной для детей. Хочу представить наиболее интересные игры и упражнения для воспитанников.

Упражнение: «Секрет»

Цель: развитие внимания и речи

Упражнение: «Сочиним историю»

Цель: развитие памяти и речи

Упражнение: «Живая скульптура»

Цель: развитие воображения, памяти и внимания.

Упражнение: «Психологическая лепка»

Цель: способствовать формированию навыков общения, развитию эффективных коммуникативных навыков.

Упражнение «Гуляем по парку»

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Игры с чудесным мешочком

Цель: развитие речи, совершенствование тактильных ощущений и восприятия.

Игра «Городок»

Цель – увеличение объема зрительного внимания

Четвертый этап

С родителями дошкольников нами были проведены родительское собрание «Семейные традиции для детей дошкольного возраста».

Пятый этап

Диаграмма, показывающая распределение испытуемых по уровню сформированности познавательных способностей на конец эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

На заключительном этапе было проведено психологическая диагностика и выявлены следующие результаты:

Экспериментальная группа на апрель 2018 год – 22 человека

Контрольная группа на апрель 2018 год – 21 человек

Экспериментальной группе 1 воспитанника (4%) и в Контрольной группе 3 человека (14%) с Низким уровнем - эти дети проявляют потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Отсутствует познавательный интерес, не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. Живая эмоциональная реакция на задания почти всегда отсутствует.

В Экспериментальной группе 4 воспитанников (22%) и в Контрольной группе 13 воспитанников (56%) со Средним уровнем – редко наблюдается потребность в пополнении знаний. Познавательный интерес не постоянен. Неустойчивый интерес к заданиям. Они могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.

В Экспериментальной группе 17 воспитанника (74%) и в Контрольной группе 5

воспитанника (30%) с Высоким уровнем - Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Экспериментальная группа Контрольная группа

Приведенные данные свидетельствуют о значительных изменениях в формировании уровня познавательных процессов детей экспериментальной группы. В процессе работы у детей отмечается повышение уровня.

Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня познавательной сферы при использовании определенной системы заданий на занятиях.

Выводы

Успешное развитие познавательных процессов возможно лишь при создании психолого-педагогических условий. Такими условиями являются: создание психологической обстановки, определяющей развитие ребенка; самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей; предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел; доброжелательная помощь взрослых; комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста через приобщение к родному краю»
Опубликовано: 25 августа 2020 в 19:49
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста через приобщение к родному краю»» (включая файлы) размещена пользователем Паньшина Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД