Ирина Виноградова
Формирование познавательных интересов дошкольников посредством приобщения к театральному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни.
Так что же такое познавательная активность, по каким показателям можно судить о наличии познавательной активности, как и когда она проявляется у ребенка?
Ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить свою энергию, волю, действия на достижение позитивного результата.
Публикация «Формирование познавательных интересов дошкольников посредством приобщения к театральному искусству» размещена в разделах
Итак, познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности.
Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.
2 слайд
Немаловажное значение имеет театрализованная деятельность, как средство развития творческой личности ребенка, а также познавательной активности детей. Театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как ее художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: игра – ролевая и актерская. Таким образом, театральная деятельность удовлетворяет основную потребность ребенка в игре и создает условия для привлечения его творческой активности.
3 слайд
Итак, театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, музыке, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
4 слайд
Что такое театр?
ТЕАТР (от греч. theatron — места для зрелища, зрелище, основной род зрелищного искусства.
Происхождение термина связано с древнегреческим театром, где именно так назывались места в зрительном зале.
5 слайд
Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве – это обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. В старину на Руси были популярны Скоморохи, Вертеп, Театр Петрушки, Раёк и Балаган. Давайте, вспомним о них подробнее…
6 слайд
Скоморохи русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами,
музыкантами и авторами произведений. Репертуар включал шуточные песни,
драматические сценки, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под
аккомпанемент домры, волынки, бубна.
Выступая на улицах, площадях, Скоморохи непосредственно общались со
зрителями, вовлекали их в свою игру. Нередко подвергались гонениям со
стороны церкви и гражданской власти.
7 слайд
Скоморохи часто давали представления с медведем. Медведь у скоморохов считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: "А как, Миша, малые дети ходят горох воровать?" - или: "А как бабы на барскую работу не спеша бредут?" - и зверь все это показывал.
8 слайд
Вертеп
С давних времен во многих странах Европы на рождество было принято устанавливать посреди церкви ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастуха, осла и быка. Постепенно обычай этот перерос в некое театральное действо, которое рассказывало с помощью кукол известные евангельские легенды о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Рождественское представление было хорошо распространено в католических странах, в частности в Польше, откуда перешло на Украину, в Белоруссию, а затем, в несколько измененном виде пришло и в Россию.
9 слайд
Когда рождественский обычай вышел за пределы католического храма, он приобрел название вертеп (старослав. и древнерус. — пещера). Это был кукольный театр. Представьте себе ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху ящик заканчивался крышей, открытая сторона его была обращена к публике. На крыше — колокольня. На ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный, таинственный характер. Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем — житейские: бытовые, комедийные, порой социальные. И набор кукол для нижнего этажа был обычным: мужики, бабы, черт, цыган, жандарм, причем простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма.
Именно из вертепного театра родился потом театр Петрушки, столь популярный в народе.
10 слайд
Театр Петрушки
Всяк спляшет, да не как скоморох”, — говорит русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом-профессионалом не каждый. Любимым в народе среди скоморохов-профессионалов был актер кукольного театра, а наиболее популярной — комедия о Петрушке.
Петрушка — это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и как выразитель протеста пользовался поддержкой зрителей.
11 слайд
В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода) : Петрушка и лекарь, Петрушка и городовой. Сюжеты были самыми обычными: Петрушка женится или покупает лошадь и т. д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом расправы Петрушки были достаточно жестокими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.
12 слайд
Раёк
С конца XVIII века на ярмарке часто можно было увидеть ярко одетого человека, который нес разукрашенный ящик (раёк) и громко кричал: “Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни и девицы, и молодцы и молодицы, и купцы и купчихи, и дьяки и дьячихи, и крысы приказные и гуляки праздные.
Покажу вам всякие картинки: и господ и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. ”
13 слайд
Раек пришел к нам из Европы и восходит к большим панорамам. “Раек — это небольшой ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители глядят в стекла. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому номеру, часто очень замысловатые”.
14 слайд
Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи. Строили их прямо на площади, и по тому, как оформлен балаган, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна.
15 слайд
В балаганах несколько раз в день проходили незатейливые спектакли примерно по пол часа. Это были сказочные или комедийные представления. На спектакли народ приглашали балконные зазывалы: они выступали с балкона театра, расхваливая представление, отпускали шутки, легкие колкости, разыгрывали диалоги и простые сценки. Зазывалы и кукольники были непременным атрибутом ярмарочных театров и его первым планом. Балаганы смотрели не только крестьяне и простые горожане, но также помещики, дворяне и даже члены императорской семьи.
Итак, как мы видим из истории становления русского театра : со временем театр видоизменялся, в первую очередь отражая действительность и потребности зрителей. Театральные традиции перевоплощались в новые современнные виды театров.
16 слайд
В заключение хочу привести цитату известного французского
писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
"Не обижайте детей готовыми формулами, формулы–пустота;
обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза-это главное.
Главное – воспитание в человеке человеческого".