Юлия Зотова
Развитие познавательной инициативы детей младшей группы в исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
Публикация «Развитие познавательной инициативы детей младшей группы в исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По количеству детей : коллективные, индивидуальные, групповые.
- По причине их проведения: запланированные, случайные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, заключительные, повторные, итоговые.
- По характеру познавательной деятельности детей : поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, решение экспериментальных задач.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, снега, льда. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться, показывают, как они действуют.
Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.