Елена Флерко
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через социо-игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация предназначена для педагогического сообщества.
Тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста,
через социо-игровые технологии».
Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию.
Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через социо-игровые технологии» размещена в разделах
Основатели теории А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко говорили: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:
научиться эффективно общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным;
способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.
Первый этап социо-игровых подходов - включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс ДОУ оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого. Одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социо-игровые технологии на этом занятии, отсутствовали.
Второй важный компонент – это вариативность. На социо-игровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности, и в смене мизансцен.
Третий компонент – работа детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социо-игровая технология здесь отсутствует.
Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
1. Игры - задания для рабочего настроя.
Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.
Игры: «Узнай по голосу», «Встань по пальцам», «Слушай за окном, за дверью», «Эхо», «Разведчики», «Волшебный стул», «неиспорченный телефон», «Я и другие» «Волшебные очки» и др.
Мы поиграем с вами в игру: «Мы – такие разные» :
Задание: объединится в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.).
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу.
Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.
Игры: «Летает – не летает», «Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Буква-хоровод», «Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья». С миру по букве», «Кузовок», «Деление на команды», «Угадай-ка» и другие.
А мы с вами с играем в игру «Живая буква».
Ход: одна группа «строит» из себя буква, а другая угадывает и показывает. Затем задание выполняется наоборот.
3. Игры-разминки.
Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения, направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника).
Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.
Игры: «Карлики – великаны», «Замри», «День наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов», «Чепуха», «Руки-ноги», «Заводные человечки», «Пишущая машинка» и другие.
Предлагаю поиграть в игру «Неиспорченный телефон».
Ход: «Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.
Задание: передать скороговорку на скорость. Капитаны команд получают скороговорку от педагога.
Вариант: ««Вез на горку Саня за собою сани, ехал с горки Саня, а на Сане - сани».
4. Игры для творческого самоутверждения.
Задачи: развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.
Можно использовать такие игры: игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Тело в деле», «Животные», «Представь и покажи» и другие.
Вам предлагаю обыграть в игру «Превращения».
Ход: Педагог дает в микрогруппы предметы: мяч и пирамидку, называя их условными именами: яблоко и котенок. «Дети» действуют с ними ми так, как если бы это были настоящие объекты.
«Яблоко» - едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;
«Котенок» - гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.
5. Игры вольные (на воле).
Задачи: развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.
Любимыми играм у детей являются : «Прятки», «Тише едешь- дальше будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и другие.
Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Жмурки».
Ход: выбирают два ведущих: Катя и Петя. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, что бы они потеряли возможность ориентироваться.
Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг.
«Петя», вытянув руки, начинает искать и звать: «Где ты, Катя?»
«Я тут, Петя!» - отвечает Катя. Когда «Петя» находит свою «Катю» их заменяет новая пара.
В заключении хотелось бы сказать словами Фридриха Фребеля: «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром»
Уважаемые коллеги, я рассказала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях, и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»