Елена Боброва
Развитие познавательной активности дошкольников посредством авторских интеллектуальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация одного из принципов ФГОС ДО по формированию познавательного интереса ребёнка в различных видах деятельности побудила нас разработать программу «Юный интеллектуал», одним из направлений которой является разработка и внедрение в практику тематических интеллектуальных игр на печатной основе для детей дошкольного возраста по развитию познавательной активности, самооценки и навыков самоконтроля.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Творческой группой педагогов нашего детского сада, в которую я вхожу, были разработаны и внедряются в практику авторские тематические интеллектуальные игры на печатной основе для детей дошкольного возраста.
Каждая игра содержит несколько заданий, которые различаются по количеству и степени сложности в зависимости от возрастной категории. Например, игра для второй младшей и средней групп содержит не больше 3-х заданий, а для старшего возраста 6-7.
Создавая игры, мы поставили перед собой ряд задач:
1. Развивать у детей познавательный интерес;
2. Контролировать освоение ребёнком материала по образовательной программе;
3. Развивать интеллектуальные способности у детей старшего дошкольного возраста;
4. Формировать у детей навыки самоконтроля.
Разработали алгоритм игры:
1. Актуализация темы
2. Формулирование задач;
3. Составление плана, эскиза игры;
4. Разработка и оформление заданий (с учетом возраста);
5. Составление макета игры;
6. Печать игры.
Создавая игры, мы определили несколько правил, которых придерживаемся при создании игр:
1. В каждой игре присутствует герой, которому ребёнок будет помогать выполнять задания, т. е. есть мотивировать детей.

2. Задания располагаются от простого к сложному.
"Львёнку пришло приглашение в гости от животных нашего леса. Сколько животных прислали приглашение?Сосчитай зверей и напиши ответ в квадрате".

"Звери приготовили львёнку ребусы, помоги ему расшифровать их, а отгадки нарисуй. ".

3. Картинки для игры должны быть:
- Яркие, эстетичные, понятные для ребёнка
- Размер картинок должен соответствовать возрасту: для младшего и среднего возраста покрупнее, а для старшего можно помельче.

4. К каждой игре есть ответы, для того, чтобы игру мог провести любой педагог. В первой колонке – номер задания, во второй – сами задания с ответами и в третьей – максимальное количество баллов, которое ребёнок может набрать в этом задании.

Кроме того, мы разработали правила проведения интеллектуальных игр :
• Создание непринуждённой обстановки;
• Бланк с заданием выдаётся каждому ребёнку вместе с цветными и простыми карандашами;
• Задания дети выполняют самостоятельно; даём им возможность думать и делать всё самим;
• В конце игры обязательно подводим итог: это может быть похвала, одобрение.
• Не нужно делать акцент на неуспех!
Эти игры хорошо зарекомендовали себя в практике, у детей активно развиваются все познавательные процессы и предпосылки предынженерного мышления. Дети легко используют игры с построением цепочки логических действий.