Токмачева Нина
Развитие познавательной активности дошкольников по ранней профориентации в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников по ранней профориентации в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Организация ранней профориентации в ДОО, в условиях реализации ФГОС ДО, включает процесс формирования первичных представлений о труде взрослых, развитие навыков самообслуживания и приобщение к доступной трудовой деятельности. В дошкольном возрасте очень важно зародить интерес к Родине, к миру профессий и людям труда. Неотъемлемым условием всестороннего развития детей дошкольного возраста является ориентация в мире профессий.
Безусловно, большую роль в формировании профориентационных знаний, умений и навыков играет наполняемость развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе созданы игровые центры и уголки: «Патриотический уголок», «Минимаркет», «Салон красоты», «Пожарная часть», «Дорожное движение», «Финансовая грамотность», «Уголок творчества и ИЗО», «Живой уголок», «Музыкальный и театральный уголок». Наполняемость данных центров и уголков предоставляет определенные сведения о профессиях, используется для передачи детям накопленного социального опыта.
В образовательном процессе, направленном на формирование первичных представлений о труде взрослых используются разнообразные формы работы с детьми: комплексные и интегрированные занятия; различные виды игр; наблюдения и экскурсии. В практической деятельности применяются презентации по ознакомлению с трудом взрослых разных профессий, просмотр фильмов о профессиях, виртуальные экскурсии.
В процессе самообслуживания дошкольникам прививаются компоненты трудовой деятельности. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Трудовая деятельность дошкольников направлена на развитие общих трудовых умений и способностей, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам. В дошкольном возрасте используются такие виды трудовой деятельности детей, как хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка); труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде); ручной труд (подклеивание книг, коробок, ремонт игрушек и пр.). Трудовая деятельность детей выполняется в форме поручений (индивидуальных и совместных); дежурств (индивидуальных и совместных); коллективного труда.
При ознакомлении с миром профессий рекомендуем произведения детских писателей о труде: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Айболит», Н. Доброта «Мамины профессии», «Папины профессии», О. Елемьянова «Врач», «Музыкант», «Портниха», Б. Заходер «Слесарь», «Повара» и др. Данные произведения прививают интерес и уважение детей к труду взрослых. На их основе возникает театрализованная игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Играя с куклами, на которых спецодежда людей разных профессий, воспитанники анализируют и делают выводы для чего человеку данной профессии этот вид одежды. Допустим: Зачем Фартук и колпак повару? Белый халат и чемодан врачу?
Большое значение в формировании профориентационных знаний дошкольников отводится игре. В игре реализуется возможность принимать на себя разные профессиональные роли, закладываются первые основы профессиональной деятельности. Детская игра – это первый профориентатор ребенка. В играх дети воспроизводят окружающую действительность и деятельность взрослых. Посредством дидактических игр, подвижных игр, игровых ситуаций, проводимых в режимных моментах дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка происходит формирование представлений дошкольников о труде взрослых.
Безусловно ведущую роль в ранней профориентации дошкольников играют сюжетно-ролевые игры «Профессии», которые позволяют «примерить на себя» ту или иную специальность взрослых, конкретизировать и расширить представления о профессиональной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, используемых орудиях труда. Говорить о сформированности данных знаний можно тогда, когда дети правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр в игру необходимо вводить новые атрибуты: технику, инструменты; новые роли-специальности; расширять набор сюжетов для игр («Кафе», «Банк», «Театр», «Аптека»).
Дидактические игры по профориентации дошкольников способствуют усвоению, закреплению знаний, умений, развитию умственных способностей дошкольников. Содержанием дидактических и настольных игр по профориентации является окружающая действительность – природа, люди, труд.
Формируя познавательную активность дошкольников по ранней профориентации, рекомендовано использовать настольно-печатные и словесные игры:
- Парные картинки.
- Подбери картинки по общему признаку «Что нужно доктору?», «Что нужно швее?» и т. д.
- Разрезные картинки и кубики по теме «профессии».
- Описательный рассказ пор картинке с показом действий, движений. Например игра «Отгадай, кто это?»
- Разгадывание ребусов способствует умственной деятельности дошкольников и закреплению названий профессий.
- Лепбуки «Профессии», «Мир профессий» содержат множество карманов с играми и заданиями для дошкольников.
-Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника, няни, прачки.
Воспитатели считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Вся наша работа ориентирована на тесное взаимодействие и взаимосотрудничество с родителями.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ранней профориентации в разных видах деятельности способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Сформирует и закрепит представления воспитанников о разнообразных профессиях, вызовет эмоционально-положительный отклик к труду и профессиональному миру взрослых, предоставит возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Послужит платформой для самоопределения и саморазвития детей на следующем этапе образования.