Надежда Миронова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения.
Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели экспериментирования - это :
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.
Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны места и оборудования для «Детской научной лаборатории», а также уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняются новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность педагога с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей
Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома йогурт, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
Так были рождены совместно детско-родительские исследовательские проекты воспитанниц нашего ДОУ по теме «Почему вода в море солёная?». Данный проект был представлен на Республиканском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших дошкольников «Я – исследователь» 2017 г. и занял второе место.
Структура детского экспериментирования :
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
Дети очень любят рисовать и для рисования используют различные материалы: восковые мелки, пастель, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь. И вот однажды у детей возник такой вопрос. «Из чего же делают краски, карандаши? Чем раньше люди рисовали? Мы решили ответить на этот вопрос. Так возникла идея исследования и желание познакомиться с историей возникновения красок.
Гипотеза: если мы узнаем, из чего можно получить краски, то сможем сами сделать краску, расскажем другим и будем использовать при рисовании в своих рисунках.
Начиная исследование, мы предположили:
1. Дети вспомнили, что летом часто пачкают свою одежду соком ягод, овощей, фруктов и травой. Так мы пришли к выводу, что можно изготовить природные краски из растений.
2. Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
Прикладная ценность исследования:
• составлена таблица растений, которые имеют красящие способности;
• создана коллекция колера природных красок;
• проведёно занимательное дело «Краски вокруг нас», на котором познакомили детей с результатами исследования;
• проведён мастер-класс по рисованию с использованием натуральных красок.
Работа может быть использована на занятиях по изобразительному творчеству.
Перспектива исследования:
Проверить, долговечны ли картины, созданные при помощи природных красителей. Если нет, то найти способы продления «жизни» этим картинам.
Узнать, много ли красок вокруг нас в повседневной жизни
Эксперимент 1.
Цель – выяснить, все ли растения имеют способность окрашивать, в какие цвета окрашивают растения бумагу и ткань.
Ход. Взяли лист бумаги, брали кусочки растений, плодов или ягод и проводил ими по белому листу бумаги и белому кусочку ткани. Смотрели, окрашиваются ли они, в какой цвет.
Вывод: не все растения имеют способность окрашивать. На основе проведённого эксперимента составили таблицу.
.Эксперимент 2.
Цель – выяснить возможность создать картину, используя красящие способности растений.
Ход. Попробовали рисовать частями тех растений, которые давали самые яркие цвета при проведении эксперимента.
Вывод. Рисовать можно, но неудобно. Пачкается одежда и руки.
Вывод: растениями, которые имеют яркую окраску сока, можно рисовать.
Чтобы проверить третью гипотезу, нужно сначала узнать, что же такое краска?
«Краска — всякое вещество, служащее для крашения, для окраски во все цвета». Краски могут быть масляные, клеевые или водяные; краски сухие, карандаши.
II. Теоретическая часть. История возникновения красок.
Мы узнали, что краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина: жёлтая, красная, зеленоватая, белая…
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Коричневую - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Опыт 1. Изготовление красок для рисования.
Морковь, свёклу, петрушку, ягоды смородины измельчили на тёрке и отжали сок. Взяли чайную заварку, навели крепкий кофе.
Получили: оранжевую, бордовую, зелёную, красную, светло-коричневую краски.
Опыт 2. Удивительные рисунки.
Наши краски из овощей и ягод получились нежными, прозрачными. Их можно сравнить с акварелью. Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что можно есть. Пищевые краски можно два дня хранить в холодильнике и нарисовать много удивительных рисунков.
Опыт 3. Окрашивание ткани.
При помощи этого опыта мы проверили, как наши краски окрашивают ткань.
Для начала мы нарисовали на белой ткани цветы. Вырезали их и подготовили к окрашиванию. Затем опустили в краску фигурки, ждали 30 минут. После окрашивания хорошенько просушили.
Вывод: Некоторые цвета получились недостаточно яркие такие как: желтый, коричневый, зеленый. А из клюквы, смородины и моркови получились яркими.
Оказывается, краски можно сделать не только из самих овощей и ягод, а еще из их отваров (луковая шелуха, листья свеклы) и отваров трав (аптечной ромашки, зверобоя, крапивы.)
Вывод. Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, береза, ноготки, чистотел.
Краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов и ими можно рисовать как на бумаге, так и на ткани Практическая значимость работы
За время работы над темой исследования
• узнали много нового о красках, которые таят в себе растения;
• учились наблюдать и замечать красоту окружающей нас природы;
• составили таблицу растений нашего города, которые имеют красящие способности;
• научились получать краски разными способами (составил палитру природных красок);
• познакомились с нетрадиционными техниками рисования, выбрали наиболее удобные для творчества;
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.