Надежда Белогорцева
Самообразование «Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кантемировский детский сад №1
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»
Воспитатель:Белогорцева Н. А
2023г.
Тема самообразования
Публикация «Самообразование „Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала» (Начало работы по теме 01.09.2020г.)
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи самообразования по теме :
- изучить актуальность использования дидактических игр, активно воздействовать на развитие памяти дошкольников.
- обогатить новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
-систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности.
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- дать общую характеристику содержания понятия «Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
- исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития памяти у дошкольников.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал Сергей Леонидович Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем.
Продуктивность запоминания у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры намного выше, чем вне игры.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.
Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и приобретение новых. В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет предметы по разным признакам, запоминает их.
Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью, что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, мышление, сообразительность, смекалка.
И если составить и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на развитие памяти у детей дошкольного возраста, то это позволит значительно его улучшить.
Сегодня я хотела бы представить ряд дидактических игр, которые я использую в своей работе.
Дидактические игры по формированию математических способностей детей в подготовительной группе:
1. «Весёлое обучение «Учим цифры» (способствует развитию памяти, внимания. Ребёнку предлагается решить задачки, посчитать рисунки.
2. «Посчитай птиц» (закрепление навыков счёта в пределах 10).
3. «Накорми зайку»(закрепления навыков счёта в пределах 10, решение примеров в пределах 10).
4. «Форма и цвет» (закрепление геометрических фигур).
5. «Цветовой код» (яркая увлекательная настольная игра. Она развивает логическое мышление, внимание, память, умение подбирать цвета и терпение).
6. «Найди отличия в картинках» (эта игра направлена на развитие внимания, памяти, мышления и усидчивости ребёнка).
7. «Выложи картинку по образцу из счётных палочек» (развитие у детей мелкой моторики рук, воспитывать самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке) и др.
Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:
1.«Волшебные нити» (способствует развитию мелкой моторики; развитию зрительно-двигательной координации, памяти; форм; обучение приёмов работы по образцу).
2. «Найди картинки на определённый звук» (способствует развитию фонематического слуха, памяти, внимания; закреплению навыков чёткого различения и произношения заданного звука в словах).
3. «Весёлое обучение «Учим буквы» (способствует развитию памяти и внимания; отличный помощник в знакомстве с буквами).
4. «Составь предложение» (совершенствовать умение составлять простые предложения; закреплять умение определять количество слов в предложении, обращая внимание на короткие и длинные слова; формировать грамматический строй речи).
5. «Составь рассказ по картинке» (учить детей составлять связный рассказ по серии картинок; упражнять детей в правильном подборе слов; закреплять умение строить предложения по картинке, объединяя их целостно; развивать речь, память, внимание, мышление дошкольников).
6. «Хлопни – топни» (способствует развитию навыков фонематического слуха, дифференциация звуков в слогах, словах).
7. «Собери пазл» (в данной игре ребёнок не просто собирает картинку из деталей, но и закрепляет знания о буквах и звуках; игра способствует развитию памяти, мышления).
8. «Развивающие пазлы – половинки М. А. Жукова «Учимся читать» (в этой игре нужно подобрать части пазлов так, чтобы собралось изображение того или иного персонажа; идёт ознакомление со стихами, закрепление изученных звуков и букв; развитие памяти, мышления) и др.
Дидактические игры по формированию целостной картины мира в подготовительной группе:
1. «Четвёртый лишний» (развитие умения классифицировать предметы по тем или иным различиям; развитие памяти, внимания).
2. «Народные промыслы» (расширение знаний об окружающем мире, знакомство с народными промыслами).
3. Лото- «Военные профессии» (воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к Родине; воспитывать уважение, признательность к людям военных профессий; Развивать зрительную память, внимание, наблюдательность, самостоятельность).
4. «Собери картинку» (учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания).
5. «Летает, плавает, ездит» (закреплять знания детей о видах транспорта, умение классифицировать).
6. «Одень снеговика» (с помощью этой игры развивается познавательный интерес, зрительная сосредоточенность, внимание, память).
7. Набор развивающих и обучающих карточек по методике Домана –«Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Домашние животные», «Дикие животные» и др. (простой способ заинтересовать ребёнка, познакомить и закрепить тот или иной материал по теме; развитие памяти, сообразительности, внимания).
8. «Найди свою тень» (учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты методом наложения; развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти; усидчивости) и др.
Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра способствует формированию усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса.
Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.