Федорова Юлия Николаевна
Развитие нравственно-патриотического воспитания у дошкольников посредством вариативных форм деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие нравственно-патриотического воспитания у дошкольников посредством вариативных форм деятельности»
Аннотация: В данной статье говорится о фундаментальной роли нравственно-патриотического воспитания в становлении личности ребенка и будущего нашей страны. Представлен педагогический опыт воспитателя по организации работы с использованием вариативных форм работы не только с детьми, но и с родительской общественностью.
Публикация «Развитие нравственно-патриотического воспитания у дошкольников посредством вариативных форм деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, вариативные формы работы, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, родительская общественность, мониторинг.
Актуальным вопросом на сегодняшний день является организация воспитательно-образовательного процесса, отвечающего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (п. 1.4 ФГОС ДО). Дети – это наше будущее, через 25-30 лет они станут у руля нашего правительства, будут подписывать законы, станут врачами, исследователями и поэтами. В семье и в детском саду уже сегодня мы готовим будущих граждан России. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нравственно-патриотическому воспитанию ребенка в ДОУ нужно уделить особое внимание. Как простроить работу, с чего начать и как отследить уровень патриотического воспитания?
На сегодняшний день приоритетным является деятельностный подход, поэтому, для построения детско-взрослого взаимодействия при патриотическом воспитании, я решила использовать вариативные формы работы. Смена видов работы поддерживает детский интерес и инициативу, что ценно в ситуации ФГОС ДО. Каждая новая форма воспринимается ребенком как игра, а она в свою очередь является ведущей формой деятельность в ДОУ.
Изучив методическую литературу по теме нравстенно-патриотического воспитания, пришла к выводу, что работу буду выстраивать не только с детьми, но и с их родителями, ведь как говорил французский писатель, правовед и философ Шарль Де Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству, состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Для работы с детьми были выбраны следующие формы организации детско-взрослого взаимодействия, которые, на мой взгляд, создадут наиболее благоприятные условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников : акция, совместные детско-взрослые мероприятия (спортивные развлечения, литературные гостиные, квест-игры, проектная деятельность, продуктивная деятельность, коллективное творческое дело, разработка и создание видео дневника-памяти героев войны «Наши герои ВОВ», беседы.
Для работы с родителями были выбраны такие формы, как: акция, совместные детско-взрослые мероприятия (спортивные развлечения, литературные гостиные, квест-игры, рекомендации, родительское собрание, анкетирование, беседа, консультация, мастер-класс.
Для того чтобы определить положительную или отрицательную динамику влияния запланированной работы на уровень патриотического воспитания членов семей воспитанников, мною был разработан и проведен мониторинг уровня сформированности нравственно-патриотического воспитания у детей и их родителей. Инструментарием детского мониторинга выступили: беседы, целевое педагогическое наблюдение, игровые задания; для взрослых – опрос, анкета и беседа.
В рамках работы по развитию нравственно-патриотического воспитания были проведены такие мероприятия, направленные на развитие гордости за свою страну, любовь к Родине, к народу, обычаям и традициям, как:
реализована работа по детскому творчеству «Великий День Победы»;
реализовано издание видео-дневника-памяти «Наши герои ВОВ»;
состоялась акция «Звезда в окне»;
проведен цикл совместных детско-взрослых мероприятий: литературная гостиная «Широка страна моя родная».
В результате педагогического наблюдения, пришла к выводу о том, что дети стали проявлять инициативность, интерес к истории своей страны, к людям, которые в ней проживают или проживали, к традициям и обычаям русского народа, к подвигам героев ВОВ и не только, к их характерам. При детском взаимодействии прослеживается повышенное желание помочь товарищу, проявить храбрость и смелость.
По итогам мониторинга на момент окончания работы по нравственно-патриотическому воспитанию прослеживается положительная динамика: из 25 воспитанников – 6 детей имели низкий уровень, 19 средний и один – высокий. После проведения цикла работ с использованием вариативных форм детско-взрослого взаимодействия было выявлено следующее: все 6 воспитанников с низким уровнем перешли в средний, и 3 человека из среднего уровня перешли к высокому.
Мониторинг родителей также показал положительную динамику, из 25 родителей (один представитель от семьи) перед началом работ у 5 человек был выявлен низкий уровень, у 20 – средний. По итогу работы, низкий уровень остался лишь у 2 родителей и 9 человек из среднего уровня перешли в высокий.
Свою работу по нравственно-патриотическому развитию дошкольников я продолжаю. В перспективе планирую разработку авторских игр по патриотическому воспитанию детей, квест-игры, викторины.
Список используемых источников:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.