Марина Бажина
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время школа стала наиболее требовательна к умственному развитию ребенка, быстрого перехода с детского мышления на более высокую ступень развития.
Для того, чтобы ребенок хорошо учился в школе,ему необходимо за время обучения и воспитания в детском саду достичь определенного уровня развития мышления. Воспитатели и родители знакомят ребенка с окружающим миром-сообщают ему разнообразные знания о природе и об общественной жизни, без чего было бы невозможно развитое мышление. Однако следует отметить, что запоминание отдельных фактов и пассивное усвоение сообщаемых знаний еще не могут обеспечить полноценное развитие мышления ребенка.
Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят о предметах,которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время.
Анализ,синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом: разделением его на части, соединение частей в единое целое. Мышление ребенка раннего возраста неразрывно связано с речью, но пока еще носит наглядно-действенный характер, однако уже на этом этапе можно развивать его, проводя систематическую работу по формированию мыслительных операций.
Планируя работу с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка :
1) За основу возьмем основные мыслительные операции- анализ и синтез сравнение обобщение и классификация.
2) Выбор темы :
• окружающий мир;
• игрушки;
• дом и семья.
Задания для развития мышления детей раннего возраста
Анализ и синтез
• На прогулке рассмотреть цветок и проговорить части строения (стебель, цветок, листья);
• собрать и разобрать пирамидку, проговорить ее части ;
• отройте шкаф на кухне,достаньте и назовите предметы, что в нем лежали.
Сравнение
• Возьмите два камешка/цветочка/листика/снежка и проч. и сравните их. Найдите различия по цвету, форме,величине, веществу. Найдите общее;
• Сравните в игре две игрушки, находя в них общее и отличия (например, эта кукла мягкая, а та твердая, но обе имеют длинные волосы;это красная машинка, а та зеленая, но и у той и у другой есть колеса);
• Сравните с ребенком предметы домашнего обихода (и папа и ребенок едят ложкой, у папы большая ложка, а у ребенка маленькая).
Обобщение
• Идите по улице и сравнивайте машины (маленькая/большая, синяя/зеленая/красная и др., но называются они одним словом-это все машины);
• Складывайте игрушки в мешок,называйте каждую, потом проговаривайте, что одним словом это называется "игрушки";
• Одеваясь, проговаривайте,что одеваете, а потом говорите,что одним словом -это все одежда.
Классификация
• Попросите ребенка разложить камешки в две кучки-большую и маленькую;
• Возьмите красный и желтый пакеты и игрушки этих же цветов,попросите ребенка сложить красные игрушки в красный мешок, а желтые-в желтый ;
• Попросите ребенка помочь Вам разобрать носки - папины положить в одну стопочку, а его носочки -в другую.
Задания являются примерными. Придумать подобные задания можно с любым материалом. Для получения результата необходимо проводить такие игры-задания систематично и обращать внимание на четкое проговаривание действий.
Задания для развития мышления детей младшего дошкольного возраста
Анализ и синтез
• Гуляя в лесу/ в парке попросите ребенка рассказать, что такое лес/парк. Там растут деревья, кусты, трава, цветы, живут звери,птицы. Ребенок способен выполнить задания,глядя на иллюстрацию или рисунок;
• Соберите домик из строительного материала, попросите ребенка рассказать из каких элементов построен домик. После этого попросите рассказать из каких элементов построен дом, в котором живете вы или который виден из окна;
• Посоветуйтесь с малышом,что необходимо взять, чтобы сварить суп/компот и т. п.
Сравнение
• Рассмотрите два дерева, сравните их. Сначала предложите ребенку сделать это самостоятельно, потом помогите найти сходства и различия. ;
• Возьмите две любые игрушки, попросите ребенка сравнить их. Сначала пусть малыш попробует самостоятельно найти сходства и различия. Иногда дети находят такие сравнения, которые взрослые могут и не придумать. Потом помогите ему. ;
• На кухне попросите ребенка сравнить две тарелки/кастрюли, чем они похожи и чем отличаются. Дети легче видят различия между предметами, помогите малышу найти как можно больше общего.
Обобщение
• Рассмотрите с ребенком различных насекомых живых или нарисованных, назовите каждое, а потом спросите, как они называются одним словом;
• Возьмите три разные игрушки одного цвета. Спросите у ребенка что у них общего. Не останавливайтесь только на цвете. Обратите внимание что это все игрушки. Могут быть еще общие свойства : мягкие\пушистые \могут издавать звуки. ;
• В магазине рассмотрите с ребенком содержание корзинки. Спросите для чего вы взяли те или иные продукты. Например, эти-для еды, порошок и мыло -для стирки и т. д.
Классификация
• Рассмотрите картинки домашних и диких животных. Попросите ребенка разделить их на две группы. Дети,которые часто выполняют подобные задания, сами способны выбрать основания. Если не получается, то уточните,что одни живут в лесу -дикие, а другие, которые живут рядом с человеком- домашние. ;
• Разработайте систему хранения игрушек: кубики-в коробке, резиновые игрушки-в пластиковый ящик, мягкие -в мешках. Объясняйте ребенку, убирая игрушки в свои домики, делайте это вместе с малышом. Постепенно ребенок научится самостоятельно раскладывать игрушки по местам. ;
• Возьмите с ребенком фотографии членов семьи и составьте генеалогическое древо.
Задания для развития мышления детей старшего дошкольного возраста
По мере взросления ребенка, развитие его мыслительных процессов и расширения кругозора задания усложняются. В старшем дошкольном возрасте ребенку можно предложить экспериментальную деятельность, задания на бытовом материале постепенно дополнять заданиями с научным содержанием.
Анализ и синтез
• Попросите ребенка нарисовать природное явление : грозу, извержение вулкана, радугу и др. А потом описать его. Ребенок должен описать основные признаки.
Сравнение
• Попросите ребенка сравнить снег,лед, воду, а потом предложите эксперимент для подтверждения или опровержения его слов. Проговорите,что вам понадобится снег, лед и вода, где их взять или как их сделать. Проведите наблюдения, сделайте выводы. Нарисуйте то, что наблюдали.
Обобщение
• Прикрепляя рисунок ребенка магнитом к холодильнику, спросите,почему магнит не "липнет" к стене. Спросите, какие предметы взаимодействуют с магнитом,а какие нет. Предложите эксперимент для проверки. Проговорите, что вам понадобится, приготовьте все и проведите исследование. У вас получатся две группы предметов. Попросите ребенка охарактеризовать каждую и сформулировать вывод о том, что притягивается к магниту,а что нет. Зафиксируйте результаты опыта.
Классификация
• Соберите с ребенком материал для гербария. Попросите разделить материал по группам. Пусть ребенок сам выберет основания, их может быть несколько : по цвету, по величине,по принадлежности к тому или иному дереву/кустарнику. Сделайте гербарий. К нему можно возвращаться периодически и предлагать классифицировать по-новому.