Боева Анна
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкальные дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
В младшем возрасте у детей с ОВЗ сложно вызвать интерес к каким-либо видам занятий. Хороший способ их увлечь – это использовать музыкально-дидактические игры. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Публикация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через музыкальные дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Дети с ограниченными возможностями развития, стали очень часто встречаться в ДОУ, поэтому хочу поделиться опытом работы по развитию у них музыкальных способностей через музыкально- дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры использую во всех видах музыкальной деятельности дошкольников :
- в процессе слушания музыки,
- в процессе пения,
- в процессе музыкально-ритмических движений,
- в процессе игры на детских музыкальных инструментах,
- самостоятельной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Я работаю со следующей категорией детей :
• дети с нарушениями речи;
• дети с нарушениями зрения (слабовидящие).
Использование музыкально-дидактических игр с детьми с нарушениями зрения (слабовидящие).
Особые требования к наглядным пособиям предъявляю в работе с детьми с ослабленным зрением,– они более крупные по сравнению с общепринятыми размерами. Использование наряду с плоскостными фигурами объемных предметов дает возможность детям получать дополнительные представления о форме, цвете, величине.
В процессе обучения детей музыкально-дидактическим играм часто использую музыкальные инструменты. Некоторые игры предусматривают игру детей на металлофоне, то есть ведется работа над звукоизвлечением. Например, музыкально-дидактическая игра «Лесенка» Е. Тиличеевой, которая помогает решить сразу несколько задач (в том числе и коррекционных). Эта игра развивает звуковысотный слух, а также помогает развивать прослеживающую функцию глаз («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») и учит ориентировке в малом пространстве (вверх-вниз)
«Сколько нас поет?», «Сколько слышишь звуков?»
Развивать зрительную ориентировку помогают игры «Какого инструмента не стало?», «Какие инструменты поменялись местами?», «Цветные диски) и т. д. Различать признаки предметов по фактуре, определять, из чего они сделаны, дети учатся в игре «Волшебный мешочек», где воспитатель напевает знакомую песенку, а дети на ощупь находят персонажей этой песни (мишку, зайку, кошку, петушка).
Дидактические игры на развитие чувства ритма.
«Огородные ритмы», «Осенние ритмы», «Парад Снеговиков»
Можно сказать, что в результате использования в воспитательно-образовательном процессе музыкально-дидактических игр у детей с нарушением зрения повышается уровень умственного и эмоционального развития, формируются полисенсорные взаимосвязи, развивается зрительное восприятие.
Использование музыкально-дидактических игр с детьми с нарушениями речи
Пение коррегирует темп речи, нормализует дыхание, формирует тембр и силу голоса. ( В этом разделе используются: музыкально-дидактические игры («Эхо», «Горошина», «Музыкальная цепочка», «Дирижер» и др., элементы моделирования, наглядные пособия, жестовые и мимические упражнения).
Дидактические игры на развитие музыкального слуха, памяти.
«В гости песенка пришла», «Сложи песенку», «Сыграй, как я»
Особенности логоритмики:
• формирование умений ребенка выполнять движения с музыкой должно носить характер игры;
• в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям.
Применение приемов логоритмики способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, исполнения качества движений: выразительности, координации, ритмичности, плавности, развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи, (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Таким образом, музыкально- дидактические игры и пособия способствуют развитию у детей основных музыкальных способностей : ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Основное их назначение - в доступной игровой форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, обогатить детей новыми впечатлениями, развить у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.