Алла Швед
Развитие музыкальных способностей как средство формирования музыкально-эстетического сознания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние музыки на детей
благодатно, и чем ранее
начнут они испытывать
его на себе тем лучше
для них».
В. Г. Белинский.
Согласно концепции, в ходе реформирования школы, необходимо наполнить процесс системы обучения и воспитания новым содержанием, повысить значимость и качество знаний; перестроить взаимоотношения педагогов, воспитанников и родителей на основе сотрудничества. Педагог должен соответствовать потребностям общества и современному уровню системы образования. Основой их является ориентация на самообразование, комбинированное использование различных форм обучения с применением инновационных технологий, используя компьютерную и видео-технику.
Публикация «Развитие музыкальных способностей как средство формирования музыкально-эстетического сознания дошкольника» размещена в разделах
Моя должность – должность музыкального руководителя удивительна и интересна. Где еще есть специалист, объединяющий в себе столько профессий: сценарист, режиссер-постановщик, дизайнер по костюмам, художник-оформитель, хореограф, концертмейстер.
Работа музыкального руководителя как и работа любого педагога невозможна без самообразования. Тема по самообразованию на мой взгляд, должна представлять в первую очередь, профессиональный интерес.
Моя тема самообразования - «Развитие музыкальных способностей как средство формирования музыкально-эстетического сознания дошкольника». Эту тему я взяла, потому что считаю ее важной, особенно в наше время,
поскольку музыка является незаменимым средством эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное.
По своей теме составила перспективный план, целями и задачами которого являются:
1. Создать условия для формирования у детей навыков культуры слушания музыки.
2. Научить детей слушать, понимать музыку.
3. Воспитывать любовь к Родине.
4. Развивать представление о различных жанрах музыки.
5. Формировать музыкальное мышление, позволяющее определять форму произведения.
Повышая свой педагогический опыт, постоянно принимаю участие в работе районного методического объединения для музыкальных руководителей. В данный момент являюсь его руководителем. Изучаю литературу по теме : «Музыкальное воспитание в детском саду под редакцией М. А. Давыдовой. Полезные рекомендации и статьи по развитию музыкальных способностей нахожу в журналах : «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ». Работаю по программе М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и использую «Программу музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугиной, целью которой является развитие у ребенка общей музыкальности.
Главная задача моей работы – заинтересовать детей музыкой, ведь эмоциональная отзывчивость на нее – главный показатель музыкальности ребенка.
Свою работу внутри детского сада я веду в соответствии с годовым планом. Учебный год начинаю с проведения диагностики, целью которой ставлю выявление музыкальных способностей детей разных возрастных групп. Составляю план праздников и развлечений на весь учебный год.
Детям, как правило, очень нравятся музыкальные занятия. Они несут радость, вызывают эмоциональный подъем. Дети не замечают, как пролетает время, за которое они многому научились. На занятиях музыки формирую многие качества, необходимые для дальнейшего развития - не только музыкального, но и интеллектуального, нравственного, общекультурного. При составлении занятий использую различные варианты построения занятий. Это занятие – игра, комплексные, интегрированные занятия, где использую разные виды деятельности. Например: «Прогулка в лес», «В гостях у сказки» и т. д.
Моя система музыкальных занятий с дошкольниками построена с учётом возрастных закономерностей развития музыкальных способностей и индивидуальных характеристик музыкальности детей.
В своей работе использую широкий диапазон организационных и методических приемов:
- постоянный игровой или нарисованный персонаж;
- разнообразный наглядный материал (сюжетные картинки, игрушки, фланелеграф, магнитная доска);
- различные игры: дидактические, подвижные, игры-инсценировки;
- чтение, рассказывание, слушание произведений, пение;
-контрастное сопоставление музыкальных сочинений, произведения тождественных названий, но разных композиторов.
-театрализованная деятельность.
- подражательные действия.
В течении учебного года разработала два проекта:
«Мы любим танцевать»
Цель проекта: развивать музыкально-эстетическое сознание в процессе музыкально-ритмической деятельности;
2. Учить выразительно передавать форму и понимать эмоционально-образное содержание танца;
3. Развивать коммуникативное поведение детей.
«Здравствуй, праздник, Новый год!»
Цель проекта:
1. Познакомить детей с историей традиционного праздника и особенностями его проведения в нашей стране.
2. Максимально вовлечь детей в музыкально-творческую деятельность.
3. Дифференцировать детей по способностям.
В работе с детьми раннего возраста я использую цикл развивающих занятий под редакцией И. С, Ильиной «Адаптация в детском саду», среди которых, например, : «Здравствуйте, листочки», «Давайте танцевать» и др. На этих занятиях дети приобретают знания об окружающем мире, учатся общаться, выражать свои эмоции, адаптируются к новым условиям с помощью музыки, пения, танца.
Добиваясь повышения эффективности образовательного процесса с детьми старшего возраста, я внедряю в свою работу новую комплексную парциальную программу «Камертон» Э. Костиной. (Изд. «Линка-пресс 2008, представляющую собой семиступенную азбуку музыкального образования детей, в которой осуществлена интеграция задач всех видов музыкальной деятельности, так как каждая ступень соответствует одному году жизни ребенка в мире музыки.
Одним из любимых музыкальных видов деятельности детей любой возрастной группы является слушание музыки. Поэтому на каждом занятии
я обязательно использую для слушания произведения народного, классического и современного музыкального искусства, доступные восприятию детей. В репертуар в первую очередь входят: «Детский альбом» и характерные пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, произведения А. Гречанинова, Г. Свиридова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Р. Шумана, некоторые пьесы И. -С. Баха, Э. Грига, а так же народные мелодии в обработке русских и советских композиторов. Для прослушивания музыкального материала в основном я использую аудио и видео-оборудование: «Слушаем музыку П. И. Чайковского» (Приложение к методическому пособию Н. И, Палициной, «Звуки природы и музыка» (Приложение к методическому пособию Н. И. Палициной, составила фонотеку музыкального материала современных детских песен, предназначенных для слушания и пения под фонограмму.
Благодаря слушанию музыки, дети учатся распознавать ее выразительные особенности, самостоятельно передавать свои впечатления о характере развития музыкального образа в своих суждениях, а также в исполнительской творческой деятельности: в выразительных движениях и
Можно утверждать, что не существует таких эмоций, чувств и их нюансов, которые не нашли бы отражения в музыке, поэтому, музыка, которую я предлагаю детям, не только высокохудожественная, но и ярко выражаю-щая доступные детям эмоции.
В процессе своей работы большое значение я уделяю музыкально-ритмической деятельности детей, потому что этот вид деятельности помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Музыкально-двигательные упражнения, используемые мною на занятиях, помогают прививать детям двигательные навыки и умения. Широко использую комплексы музыкально-ритмических движений, такие как, например: «Воробышки», «Снежинки», «Часы» и др.
Чтобы научить детей младших групп исполнять движения правильно, точно, выразительно я. повторяя упражнения, привлекаю детей к характеру музыки. например: «Послушайте, как легко и нежно звучит музыка, как будто летают маленькие птички»; «Музыка веселая, легкая – давайте, попрыгаем как зайчики, легко на носочках». Такими приемами я активизирую восприятие музыки детьми и усиливаю ее эмоциональное воздействие.
При работе с детьми старшей группы, когда они освоили характер движения, я работаю над технической четкостью и правильностью исполнения. добиваюсь этого с помощью показа, сопровождаемого объяснением и ссылками на характер музыки.
Моя работа- это постоянный творческий поиск. Я подбираю музыку, которая на мой взгляд интересна детям и создаю современные танцевальные композиции, стараясь раскрыть в движениях музыкальный образ. Наиболее удавшиеся из них: «Чарльстон», «Рок-н-ролл», «Танец снежных красавиц», «Танец веселых гномов».
Готовила детей для участия в районном конкурсе «Веселые нотки», в котором мои дети заняли первое место.
Практически на каждом занятии я использую ряд логоритмических игр, способствующих развитию чувства ритма. К ним относятся: «Сороконожка», «Дождик, кап», «Веселая гимнастика», «Снегири», «Согревалочка» и др.
Очень важным и пожалуй, самым любимым видом музыкальной деятельности детей является пение. Дети, почти все без исключения, любят петь, независимо от степени своих вокальных данных.
Моя задача – научить грамотному пению, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Пение как этап занятия я начинаю обязательно со специальных упражнений
для развития певческого голоса и слуха – попевок, многократное повторение которых развивает правильное и чистое интонирование, а также служит разминкой для голосового аппарата. Среди них : «У кота-воркота», «Как под горкой», «Василек», «Дождик», «Скок-поскок». и т. д. Использую здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, ритмические движения, музыкотерапия, физминутки). При обучении пению я учу правильному звукообразованию, ясному произношению и слитности звучания, формирую певческое дыхание, используя дыхательные упражнения, способствующие не только нормальному развитию голоса, но и служащие охране голоса от заболеваний. При этом я формирую у детей ощущение дыхания «в живот».
Ряд дыхательных упражнений, используемых мной:
1. «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
2. «Собачке жарко». Часто подышать носом с высунутым языком.
3. «Воротики и паровозик». Глубокий вдох через нос – «воротики» открылись, воображаемый паровозик может въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли «воротики».
4. «Воздушный шарик». Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота, при вдохе живот естественно «выталкивается вперед как шарик.
Также перед пением детей я провожу двигательные упражнения, цель которых – научить детей сосредоточить внимание на собственном теле, находиться в спокойном, ненапряженном состоянии; освободить плечи, корпус, голову. Такие упражнения способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости.
Двигательные упражнения:
Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч – для каждого упражнения.
1. «Пружинки». По команде: «Вверх» - подняться на носочки, «Вниз» - опуститься в исходное положение.
2. «Пиджачок». Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем – вперед, как будто надеваем.
3. «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. взять воображаемый арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить и расслабиться.
4. «Березка». Наклон корпуса вниз, ноги не сгибать; руки расслабленно висят, плечи опущены. Медленно и плавно поднять руки вверх, как березка тянет сои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками» (пальчиками рук, свободно бросить руки вниз и расслабиться.
Мы живем в мире инновационных технологий, и этот ритм жизни накладывает отпечаток на все ее аспекты. Нынешние дошкольники – это дети своего времени. Я заметила, что они с большим интересом и желанием разучивают и исполняют песни не под фортепианное сопровождение, а под фонограмму. Поэтому в работе я максимально использую DVD- оборудование, что плодотворно влияет на развитие вокальных способностей детей, вызывает еще больший интерес к музыке и танцам. Это очень удобно, так как дает возможность полноценно контролировать работу детей во время пения, видеть глаза каждого ребенка. Но разучивание песни всегда начинаю с мотива, проигрывая его на инструменте, пока дети полностью не запомнят мелодию.
Неотъемлемой частью моей работы является подготовка праздников и развлечений, цель которых - доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик в душе, дать пищу для ума и воображения. Праздники и развлечения важны тем, что именно в их процессе происходит совместная деятельность и свободное общение детей на равных со взрослыми. В такие моменты дети испытывают эмоциональный комфорт и подъем. Именно праздники и развлечения входят в жизнь ребенка ярким событием и остаются в его памяти надолго. Это – народные, фольклорные (Святки, Колядки, Масленица, «Ивана Купалы;
государственно-гражданские:- Новый год, День Защитника Отечества, День Победы, День Знаний;
международные – День Матери, День 8 Марта, День защиты детей;
православные – Рождество, Пасха, Троица;
бытовые и семейные – день рождения, выпуск в щколу.
Большое значение в проведении любого мероприятия я уделяю музыкальному и художественному оформлению
В подготовке и проведении праздников я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями, а также и родителями, которые оказывают помощь в изготовлении костюмов и оформлении зала. В течении года проводила анкетирование родителей, которое показало, что занятия, праздники, развлечения дети любят и охотно делятся своими впечатлениями с родителями.
Со словом «детство» неразделимо слово «игра». Практически ни одно мое занятие не проходит без игры. Это - подвижные, дидактические, игры-инсценировки. Они разнообразны по содержанию и своему значению, но объединены общей задачей – помочь занимательней и эффективней провести тот или иной раздел занятия. Игры организуют внимание, повышают интерес к музыке, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
Я приведу пример игр, используемых мной на занятиях в разных возрастных группах.
Дидактические игры:
«Веселый кубик». (Для детей второй младшей группы)
Цель: Учиться подражать звучанию голосов животных, используя возможности силы и тембра своего голоса.
«Солнышко и тучка» (для детей средней группы)
Цель: Развивать представление о различном характере музыки (веселая, грустная, быстрая, спокойная)
«Выбери инструмент». (Для детей старшей группы).
Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.
«Звенящие колокольчики» (для детей старшей группы).
Цель: Развивать умение различать динамические изменения в музыке.
Подвижные игры: (для детей младшего дошкольного возраста)
«У медведя во бору», «Зайчики и лиса», «Солнышко и тучка».
Цель: учить внимательно слушать музыку, реагируя на ее изменение, вызывать интерес детей к музыке, учить ориентироваться в пространстве.
Хороводные и игры с пением: «Бай, качи», «Заинька по садику», «Земелюшка-чернозем», «Как пошли наши подружки», «Ходила младешенька по борочку», «Новогодняя хороводная», «Огородная хороводная».
Игры для детей средней и старшей групп.
«Кот и мыши», «Федя-медя», «Веселый стульчик», «Передай-догоняй», «Вышел Ваня погулять», «Правая-левая» «Чей кружок быстрее соберется.» и
Цель: Развивать внимание, быстроту и ловкость движения, умение ориентироваться в пространстве.
Игры-инсценировки
«Русская матрешка», «Споем по очереди», «А мы просо сеяли», «Как у дедушки Андрея».
Цель: активизировать игровое творчество, развивать фантазию детей.
Систематически занимаюсь кружковой деятельностью. В прошлом году вела кружок «Ладушки». Это – обучение детей игре на музыкальных инструментах. Ритмические задачи, которые предлагаю детям младшего и среднего возраста, - это в основном задачи на восприятие и воспроизведение темпа (в большинстве случаев, относительно быстрого и среднего). И только в старшем возрасте эти задачи представляю широко и в более сложных вариантах. В текущем году веду вокальный кружок «До-ми-солька», цель работы которого- выявление юных талантов и максимальное развитие их вокальных данных.
Все методы и приемы, которые я использую в моей работе, дают положительный результат в развитии музыкальных способностей детей.