Короткова Ольга Викторовна
Развитие музыкальных способностей детей средствами народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества. Необходимость обращения к истокам народного искусства, обычаям народа неслучайна. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.
Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей средствами народного фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
является одной из высших духовных ценностей русского народа. В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной музыкальной культуре.
Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям
нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства
сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки.
Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни - трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.
«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. А. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией
всего существа ребенка.
«Запоют дети - запоет народ», - писал К. Д. Ушинский.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора, несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Одна из проблем сложности современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» - гласит русская пословица.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этот возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
А. М. Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой». Этим требованием забав предопределено игровое начало всех жанров фольклора в детском саду. Термин «детский фольклор» был введён в нашей стране в научный обиход в начале XX в. В это время десятки этнографов, фольклористов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество.
Разновидности фольклора в детском саду.
Исследователи фольклора в детском саду Виноградова Г. С., Капица О. И., Науменко Г. М. все его образцы классифицировали на 3 раздела:
1. Календарный.
2. Потешный.
3. Игровой.
Календарный фольклор в детском саду.
Сюда входят произведения, связанные с календарными датами, природой или же произведения, имеющие сезонный характер. Заметную его долю составляют веснянки, колядки, егорьевские песни, взятые у взрослых, а также собственно календарный детский фольклор - присказки птицам, насекомым, животным, заклинания явлениям природы. Эта область народного творчества одна из самых поэтических. Она приучает воспитанников замечать поэзию окружающей природы в любое время года.
Это своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр — заклички, песенные обращения к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами: к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.
Уж ты, солнышко, вставай!
Утро доброе встречай!
Одари теплом и светом,
Шлем поклон тебе за это!
Уж ты радуга-дуга!
Убери свои рога!
После дождичка грибного
Ждем мы солнышка родного!
Дождик, дождик, поливай,
Лей, лей, лей, не уставай!
Чтоб умылась вся земля,
Лес, и горы, и поля!
К закличкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?».
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
Птичка-птичка - соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет веселей!
Потешный фольклор в детском саду.
Это небылицы, прибаутки, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - раззабавить, рассмешить, развеселить ровесников. Небылицы - особенный вид песен, основанный на вымысле, со смещением реальных связей и отношений (медведь по полю летит, мужик пашет на свинье.). Воспитанников в небылицах привлекают юмористические положения, в которых оказываются герои. Дразнилки - это модель проявления юмора и детской сатиры. В них очень точно подмечается какой-либо недостаток, порок либо слабость человека. Каждая дразнилка содержит заряд необыкновенной эмоциональной силы. Прибаутки - фольклор в детском саду в виде коротких смешных песенок. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают завышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные дразнилки, нелепицы, что развивает фантазию воспитанников, пробуждает интерес к новым словообразованиям.
- Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки.
- А что ели? Кашку, полную чашку!
- Кашка масленька, бабушка добренька!
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Игровой фольклор в детском саду.
Занимает ведущее место в творчестве воспитанников. Трудно представить себе детей, не любящих различные игры. Врач-педиатр и педагог Е. А. Покровский писал: «Ребёнок, лишённый элементарных знаний, которые даёт ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадёжно оторван от своего естественного и социального окружения».
Исследователь Науменко Г. М. разделил игры на три основные группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, т. е. в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр игрового фольклора в детском саду является спортивное состязание, их цель - победа, улучшение тех или иных спортивных умений. Часто в них исполняются игровые припевы. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки. Если проанализировать фольклор в детском саду, записанный от современных детей, можно увидеть, что всё реже встречаются игры с элементами театрализации, сюжетно связанные с древним земледелием и домашним скотом, некоторые игры за счет упрощения превращаются в спортивные. Большей популярностью детей пользуются игры с мячом и скакалкой.
Целостность педагогического процесса в образовательной области «Музыка» в нашем ДОУ осуществляется Основной общеобразовательной программой дошкольного образования с применением парциальной программы «Ладушки». Одной из главных задач которой является «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой».
Для приобщения ребенка к своей национальной культуре необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир народного быта, народной культуры в целом.
Изучив ряд парциальных программ, основанных на русском фольклоре, я остановила свой выбор на программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, а также использую методические пособия по фольклору, рекомендованные программой «Ладушки».
Целью работы является обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре, привлечение их к народной культуре, воспитание на народных традициях.
Задачи:
- Знакомить детей с разнообразными формами русского музыкального
фольклора.
- Формировать исполнительские навыки в области пения и музыкально-
ритмических движений.
- Развивать воображение, эмоциональность, творчество ребенка.
- Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное
наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение к старшим.
- Усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные,
обрядовые и семейно-бытовые праздники.
Свою работу с детьми по развитию музыкальных способностей средствами
музыкального фольклора строю по следующим принципам:
- От общего к частному (в формировании духовно - нравственных установок). Дети эмоциональнее отзываются на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии.
- Интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).
- Программно-действенный подход, т. е. связь с окружающим миром, с основами искусства.
- Игровой принцип (данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.
- Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно - ритмический». Количество тем, может меняться в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний.
Работа с детьми идет по нескольким направлениям:
Слушание русской народной музыки, песен.
Знакомить с фольклором начинаю детей с младшей группы. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором : слышали колыбельную песню мамы; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду. Это такие песенки, как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока - Сорока» и т. д. Они для детей просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.
Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно
обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты берёза», «Я на горку шла», «Я рассею своё горе», используя элементы программы Т. Суворовой «Танцуй, малыш!» и «Топ-топ, каблучок» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар народных песен и мелодий, усложняю их. Дети с удовольствием исполняют русские хороводные песни «Во поле берёза стояла», «На горе-то, калина», «Земелюшка - чернозём». В старшем возрасте ввожу новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки.
Подбирая репертуар для исполнения и инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранёшенько», «Пошла млада», «Где был, Иванушка?» и т. д.
Знакомство с народными музыкальными играми и хороводами.
Пляска, как и песня, отражает представления народа о лучших чертах национального характера. Обучая детей русской народной пляске, ставлю задачу познакомить их с наиболее характерными особенностями русской плясовой: музыка, движения, мимика с присущими им искромётным задором, в сочетании со сдержанностью и скромностью. Пляска, как и песня, отражает лучшие черты национального характера.
Малышей учу выразительно исполнять простые элементы движений русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, приставной боковой шаг, полуприсядка.
В старшей группе знакомлю с более сложными движениями русской пляски:
припадание, «ковырялочка», «гармошка», «веревочка» и др.
Детям очень нравятся такие русские народные танцы, как: «Кадриль», «Танец
матрешек», танец «Яблочко», «Танец с платочками».
В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».
Знакомство с народными музыкальными инструментами.
С целью развития у детей чувства ритма использую игру на детских музыкальных инструментах. Детям старшего возраста очень нравится играть в ансамбле. Гармошки, аккордеон, ложки, трещотки, бубны - эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях. Мало спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах. Побуждаю детей к подбору знакомых мелодий и самостоятельных импровизациях на музыкальных инструментах, включаю в праздники и досуги исполнение мелодии в оркестровом исполнении.
Знакомство с традициями и обрядами русского народа.
Ежегодно и традиционно в детском саду проходят праздники: «День Матери», торжественные мероприятия, посвящённые празднованию Великой Победы, «День Защиты Детей», «День смеха», «Рождественские колядки», «Масленица» и другие.
С огромной радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным. Отдельные элементы народных костюмов предлагаю детям на музыкальных занятиях и вечерах развлечений (платочки, косыночки, ленточки, кокошники, фартуки и т. д.)
Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к народному искусству, воспитываю в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду: пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Премудрая, лихо отплясывает Скоморох, роли которых играют воспитатели.
Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам народной культуры : охотно участвуют в «Осенней ярмарке», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, выполнении творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», «Изобрети свой инструмент».
Хорошими помощниками в работе являются технические средства обучения - музыкальный центр, ноутбук, интерактивная доска. В образовательной деятельности и в часы досуга дети слушают фонограммы различных мелодий, песен, народные сказки.
Наличие теоретической базы опыта:
«Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой
Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Театр - творчество - дети». Программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»
Авторская программа О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»
«Как у наших у ворот» русские народные песни в детском саду И. Каплунова,
И. Новоскольцева
С. И. Мерзлякова, Т. П. Мерзлякова «Наш весёлый хоровод» музыкально-игровой материал
А. И. Буренина «Ритмическая мозаика»
И. Новоскольцева, И. Каплунова «Топ-топ, каблучок»
В заключение хочется вам прочитать замечательное стихотворение Геннадия Серебрякова. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали, как эти замечательные стихи перекликаются с нашим сегодняшним мероприятием.
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились.
(Геннадий Серебряков.)