Марина Валериевна Гвоздовская
Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
▼ Скачать
Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.
Публикация «Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Через зрение мозг получает самое большое количество впечатлений о внешнем мире. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (цвет, величина, наблюдаются сложные изменения в природе, осуществляется ориентировка в пространстве.
Ориентирование в пространстве – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это обусловлено тем, что от того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией во многом будет зависеть его способность ориентироваться на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах; то есть в повседневной жизни.
Ребенок с малых сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые элементарные представления об этом: справа, слева, вверху, внизу, по середине, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Всё это способствует развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, формирует у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
На основе пространственных представлений дошкольники учатся практически ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве.
В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изобразительной деятельности, на музыкальных, на физкультурных занятиях. Также пространственное представление развивают во время режимных моментов, в утренней гимнастике, во время приема пищи, в дидактических и подвижных играх.
У слабовидящих дошкольников, по сравнению с нормально видящими, развитие пространственной ориентировки протекает со значительными трудностями и гораздо медленнее. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена. Слабовидящие дети плохо видят или видят глобально удаленные предметы, не различают многих признаков и свойств. Так появляется зрительная «обедненность» предметных представлений, а иногда – незнание этих предметов и явлений вообще. Отсутствие у детей с нарушением зрения стереоскопического зрения, с помощью которого идет накопление представлений об объеме, величине, пространственной протяженности, положении предметов, создает определенные трудности развития представлений о пространстве и ориентировки в нем.
Многочисленные исследования (В, А, Семенов, В. А. Феоктистова, В. А. Кручинин, Л. И. Плаксина, Л. И, Солнцева) показали, что слабовидящие дети самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении. Большое место в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Для этого нужны специальные условия.
1. Обеспечение повышенного уровня освещенности помещения, в соответствии с действующими нормативами.
2. Применение игрового и дидактических материалов, отвечающих определенным требованиям, обусловленным своеобразием зрительного восприятия слабовидящих дошкольников: игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов. Картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей.
3. Ограничение зрительной нагрузки для каждого ребенка (с учетом рекомендаций врача-офтальмолога).
Для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения используются все обще дидактические методы: наглядный, словесный и практический. Для эффективности коррекционно-педагогической деятельности, необходимо использовать все методы в комплексе.
Обучение ориентировке в пространстве включает несколько этапов. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с «себя», переходя к ориентировке в пространстве «от себя»; на плоскости листа; заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.
Этапы работы:
- Ориентировка на собственном теле, формирование представлений о собственном теле.
- Совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов.
- Развитие ориентировки в микро- и макро- пространстве «от себя», выделяя различные ориентиры (цветовые, звуковые, тактильные, световые, двигательные ощущения.
- Формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, различными предметами.
- Обучение ориентировки в пространстве по плану, умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.
Ориентировка на себе : Формируется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху - внизу, спереди - сзади, справа - слева). Рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела, словесное обозначение их пространственного расположения; обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.
Особое внимание уделяем умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.
Ориентировка относительно предмета: Выявляется знание понятий: впереди - сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева, относительно предмета или другого человека. Можно использовать набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции взрослого, словесно обозначает пространственные отношения.
В играх типа поиска, где дети соревнуются в том, кто скорее найдет предмет, зрительная ориентация становится более непроизвольной и точной, так как игровые действия стимулируют зрительно- двигательную активность детей. Бег, ходьба по нарисованным лабиринтам, выполнение различных двигательных упражнений в соответствии со зрительными сигналами: цветовыми, световыми, двигательными - способствуют активизации и успешному формированию зрительно- пространственных навыков ориентировки детей в окружающем мире.
Ориентировка по схеме : является следующим, более сложным этапом работы. Проводим его последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства. Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану подбираем крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микро пространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане.
Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни.
Литература:
1. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. //Развитие пространственной ориентировки. Ростов на Дону. Феникс 2008. 4.
2. Подколзина Е. Н. Обучение ориентировке в пространстве. Дефектология. -2003. № 3.
3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998.
4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – Москва: издательство «гороД», - 1998.