Папки-передвижки

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Марина Валериевна Гвоздовская
Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
▼ Скачать

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Публикация «Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Через зрение мозг получает самое большое количество впечатлений о внешнем мире. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (цвет, величина, наблюдаются сложные изменения в природе, осуществляется ориентировка в пространстве.

Ориентирование в пространстве – одна из актуальных и сложных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это обусловлено тем, что от того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией во многом будет зависеть его способность ориентироваться на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах; то есть в повседневной жизни.

Ребенок с малых сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые элементарные представления об этом: справа, слева, вверху, внизу, по середине, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Всё это способствует развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, формирует у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

На основе пространственных представлений дошкольники учатся практически ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве.

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изобразительной деятельности, на музыкальных, на физкультурных занятиях. Также пространственное представление развивают во время режимных моментов, в утренней гимнастике, во время приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

У слабовидящих дошкольников, по сравнению с нормально видящими, развитие пространственной ориентировки протекает со значительными трудностями и гораздо медленнее. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена. Слабовидящие дети плохо видят или видят глобально удаленные предметы, не различают многих признаков и свойств. Так появляется зрительная «обедненность» предметных представлений, а иногда – незнание этих предметов и явлений вообще. Отсутствие у детей с нарушением зрения стереоскопического зрения, с помощью которого идет накопление представлений об объеме, величине, пространственной протяженности, положении предметов, создает определенные трудности развития представлений о пространстве и ориентировки в нем.

Многочисленные исследования (В, А, Семенов, В. А. Феоктистова, В. А. Кручинин, Л. И. Плаксина, Л. И, Солнцева) показали, что слабовидящие дети самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении. Большое место в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Для этого нужны специальные условия.

1. Обеспечение повышенного уровня освещенности помещения, в соответствии с действующими нормативами.

2. Применение игрового и дидактических материалов, отвечающих определенным требованиям, обусловленным своеобразием зрительного восприятия слабовидящих дошкольников: игрушки должны быть крупными, яркими, передающими характерные признаки реальных предметов. Картинки и схемы с четким контуром изображений, без лишних деталей, доступные восприятию детей.

3. Ограничение зрительной нагрузки для каждого ребенка (с учетом рекомендаций врача-офтальмолога).

Для обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения используются все обще дидактические методы: наглядный, словесный и практический. Для эффективности коррекционно-педагогической деятельности, необходимо использовать все методы в комплексе.

Обучение ориентировке в пространстве включает несколько этапов. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с «себя», переходя к ориентировке в пространстве «от себя»; на плоскости листа; заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.

Этапы работы:

- Ориентировка на собственном теле, формирование представлений о собственном теле.

- Совершенствование представлений об условном (схематичном) изображении предметов.

- Развитие ориентировки в микро- и макро- пространстве «от себя», выделяя различные ориентиры (цветовые, звуковые, тактильные, световые, двигательные ощущения.

- Формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, различными предметами.

- Обучение ориентировки в пространстве по плану, умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

Ориентировка на себе : Формируется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху - внизу, спереди - сзади, справа - слева). Рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела, словесное обозначение их пространственного расположения; обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяем умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Ориентировка относительно предмета: Выявляется знание понятий: впереди - сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева, относительно предмета или другого человека. Можно использовать набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции взрослого, словесно обозначает пространственные отношения.

В играх типа поиска, где дети соревнуются в том, кто скорее найдет предмет, зрительная ориентация становится более непроизвольной и точной, так как игровые действия стимулируют зрительно- двигательную активность детей. Бег, ходьба по нарисованным лабиринтам, выполнение различных двигательных упражнений в соответствии со зрительными сигналами: цветовыми, световыми, двигательными - способствуют активизации и успешному формированию зрительно- пространственных навыков ориентировки детей в окружающем мире.

Ориентировка по схеме : является следующим, более сложным этапом работы. Проводим его последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства. Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану подбираем крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микро пространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане.

Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, на прогулках и в повседневной жизни.

Литература:

1. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. //Развитие пространственной ориентировки. Ростов на Дону. Феникс 2008. 4.

2. Подколзина Е. Н. Обучение ориентировке в пространстве. Дефектология. -2003. № 3.

3. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга: издательство «Адель», 1998.

4. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – Москва: издательство «гороД», - 1998.

Публикации по теме:

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего видаОсобенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем.

Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование. Развлечение на участке «Найди клад» Конспект развл-я в подг. гр. «Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование». «Найди клад» Цель: самостоятельная.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Презентация «Особенности физического развития детей с патологиями зрения» В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую,.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский.

Особенности психических функций и механизмы их нарушения у детей с нарушением зрения Психическая функция -- Особенности психической функции--Механизмы нарушения психической функции Восприятие- Целостное отражение предметов,.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Аннотация. Особенности развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическим, так и практическом.

Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее.

Особенности развития коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 17 мая 2018 в 07:08
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Марина Валериевна Гвоздовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД