Дарья Сополева
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством лепки
▼ Скачать + Заказать документы
Сополева Дарья Олеговна
Воспитатель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» (корпус 2) г. Бийск
Статья для педагогов ДОУ на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством лепки"[/b]
-Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством лепки.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством лепки» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка указывал в своих трудах В.
Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок».
В период подготовки к школе одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является
развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Повышения эффективности
работы педагогов по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6
лет очень актуальна. Обосновано это тем, что мелкая моторика представляет собой совокупность
скоординированных движений, действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании
со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Учитывая, тот факт, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной
проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от
речевой зоны, особую актуальность приобретает развитие мелкой моторики у детей старшего
дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. [2].
Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и
технологию преподавания письма, чтения, математики и, особенно, таких предметов как труд и
физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и
развитие школьно-значимых психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Развитие мелкой моторики кисти является обязательным и одним из самых важных компонентов
коррекционного выравнивания школьно-значимых функций. Известно о целесообразности
комплексного подхода к организации коррекционной работы: наряду с развитием мелкой
моторики кисти успешной адаптации детей к школе также способствуют создание сенсорно-
разнообразной среды обучения, целенаправленное развитие воображения и логического
мышления, слухоречевой памяти, корректный подбор педагогических условий [1].
Продуктивные виды деятельности могут выступать эффективным средством развития мелкой
моторики и речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР. Это обусловлено тем, что
продуктивные виды деятельности, в том числе и лепка, позволяют не только формировать
технические умения и навыки работы с разнообразными материалами, но и через создание
условий для развития заинтересованности, познавательной и творческой самостоятельности,
исследовательского характера действий с материалами старшие дошкольники с ОНР будут
стремиться к созданию насыщенного деталями образа, обыгрывания полученных продуктов,
включения их в сюжетные группы. [3].
Лепка – является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического
воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в
окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти
или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует
развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепка является одним из видов народно-прикладного искусства. По данным исследования ученых
доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Работа с пластилином, глиной, тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии
тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.
Литература:
1. Архипова, И. А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего
первоклассника / И. А. Архипова; У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224 с.
2. Бадалян, Л. О. Общее недоразвитие речи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимошина. –
М. : Просвещение, 2004. – 196 с.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой. – М. : МОЗАЙКА
– СИНТЕЗ, 2014. – 368с