Елена Корсун
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебный клубочек» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели: Корсун Е. Г. и
Самохвалова С. В.
ГБОУ школа №1989 г. Москва
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Кружок "Волшебный клубочек" (из опыта работы)
В системе всестороннего развития человека воспитание ребёнка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика руки. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, Кружок „Волшебный клубочек“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Ученые - нейтробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между моторикой руки и развитием речи.
Существуют самые разнообразные методы и приемы по развитию движения пальцев. Это и пальчиковые игры, и разнообразные игры-шнуровки, и занятия по лепке и аппликации, и оригами и многое другое.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Детям старшего дошкольного возраста для развития ручной умелости предлагается освоение более сложных упражнений и заданий: различные виды плетений из бумаги и тесьмы; работа с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье и т. д.
Работая с детьми, мы решили выбрать нетрадиционную форму по развитию мелкой моторики рук - "нитеплетение"(плетение нитками "ирис"). Так появился наш кружок "Волшебный клубочек".
Для нас это был новый вид творчества. Мы учились и совершенствовались вместе с ребятами. Хочется поделиться своим опытом, потому что это очень интересно и результативно. С каждой последующей работой, появлялись новые идеи, новые используемые дополнительные материалы.
Целью работы нашего кружка явилось развитие мелкой моторики рук, используя нетрадиционный метод.
Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционной формой работы.
- Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
- Развивать умение производить точные движения пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Расширять кругозор.
- Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
- Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Прежде чем начать работу с детьми, мы изучили научный материал по проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Подобрали материал для работы кружка :
-цветной картон;
-нитки "ирис" разных цветов;
- пайетки;
- ткань для основы (мешковина или бязь);
- клей ПВА, ножницы
Тематика наших работ зависела от следующих факторов: наступающего праздника; от времени года; от заинтересованности детей изучаемым материалом. Далее вашему вниманию предлагаем этапы работы над картинкой "Цыпленок".
Первым шагом было выполнение эскиза будущей работы. Это необходимо для того, чтобы ребята имели представление о том, над какой композицией им предстоит работать. (Приложение. Фото № 1)
Далее подбирается необходимый материал для этой работы ("ирис" и картон нужного цвета; пайетки; основа для картинки; рамка).(Фото №2)
Следующим этапом является подготовка деталей (выкройки) необходимой формы и размера для работы. Для этого из картона желтого цвета вырезается два круга разного диаметра. На них делаются неглубокие надсечки по окружности. Это необходимо для того, чтобы нить не соскальзывала. (Фото №3)
Затем на подготовленную выкройку наматывается нить. Нитки должны прилегать друг к другу плотно, но не стягивая картон. (Фото № 4)
Для клювика и стебелька цветочка, нитки складываются вдвое (для объема) и скручиваются в жгутик. (Фото № 5)
Сам цветок выполняется как помпон. (Фото № 6)
Итак, все детали готовы, можно собирать картинку. (Фото № 7)
Мы надеемся, что предложенным опытом работы заинтересуются не только педагоги, но и родители. Ведь очень важно развивать мелкую моторику рук ребенка не только в детском учреждении, но и дома. Этот вид творчества увлекательный и приносит много положительных эмоций как детям, так и взрослым.
С нитками можно творить чудеса. Все зависит от вашей фантазии.