Жанна Башечкина
Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
(Постоянно действующий семинар на тему
«Влияние современных технологий на повышение мастерства педагогов»
для педагогов ДОУ Советского района
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности“» размещена в разделах
Актуальность Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Актуальность моей работы заключается в том, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.
Цель:
• Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Задачи:
• Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек;
• Развивать тактильную чувствительность рук детей;
• Повышать активность и ответственность семей воспитанников детского сада и привлекать их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
• Использовать разнообразные формы, методы и приемы.
Новизна
• Новизна заключается в использовании нетрадиционных дидактических материалов и оборудования художественно - творческой деятельности для развития мелкой моторики рук, как фактора уровня развития дошкольника.
Прогноз
• Усовершенствована предметно – развивающая среда;
• Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
• Обогащение родительского опыта в развитии и воспитании детей.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме, в своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
• Принципы доступности и индивидуальности;
• Принципы последовательности и систематичности;
• Принцип связи с жизненным опытом;
• Принцип наглядности.
Использую методы:
• Словесный;
• Наглядно – действенный метод обучения;
• Игровой;
• Практический
План работы по реализации педагогической темы:
• Изучить литературу по данной теме;
• Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
• Привлекать родителей воспитанников к тесному сотрудничеству через разные формы работы : (родительское собрание, практикум, картотека игр для развития мелкой моторики рук, консультации, буклеты, папки – передвижки, выставки)
Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми второй младшей группы. В группу пришли дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.
В начале года, провела работу с детьми в игровой форме,с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей по следующим критериям:
• Упражнение «Фонарики»;
• Сжимание и разжимание кулачков;
• Сгибание пальчиков по очереди;
• Потирание кулачков;
• Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три категории:
• Точное воспроизведение движения;
• Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения;
• Отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная работа, показала, что у детей, мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается быстрая утомляемость.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Разработала :
• Перспективный план по развитию мелкой моторики;
• Систематизировала игры;
• Выпустила буклеты по данной теме;
• Оформила картотеку пальчиковых игр;
• Запланировала «Мастер классы» для родителей воспитанников по изготовлению дидактических игр по развитию мелкой моторики рук;
• Дополнила предметно – развивающую среду дидактическим материалом.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены различные игры и пособия для развития мелкой моторики. Пополнила групповую комнату дидактическими играми, сделанными своими руками и руками родителей («Бизиборд», игры с прищепками, «Лабиринт», «Панно», «Гора самоцветов», «Моталочки», «Рыбалка», «Чудесный мешочек»; «Пальчиковые театры» (из разного материала) и мн. др.)
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Мелкую моторику рук развивают :
• Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
• Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
• Народные игры с ладошками;
• Игры с природным материалом;
• Игры с предметами домашнего обихода;
• Игры с песком и водой;
• Пальчиковый театр;
• Сухой бассейн
• Ниткотерапия;
• Дидактические игры;
• Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация)
Перечисленные виды детской деятельности использую в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата встала необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.
Начинать работу решила с простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забывала и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
В своей работе использую различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; рисование карандашом (фломастером, кистью, тычком, поролоном, ватными палочками и т. д.); застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Дети, этого возраста любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в пальчиковые игры, такие как: «Сорока – белобока», «Ладушки», «Этот пальчик» и др., словесные игры с движениями: «Апельсин», «Замок», «Бабушка Миланья» и подобные игры. Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку, а также речь.
Создала условия для игр с кубиками, пирамидками, матрешками, с различного вида конструкторами, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
На занятиях по «Художественному творчеству» и в режимных моментах, использую разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги. Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке, прокатывание мяча и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику. Наши дети с удовольствием посещают занятия по физической культуре.
Так – же не забываю об использовании компьютерных технологий. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Организовывать образовательный процесс помогает повседневное педагогическое наблюдение за детьми. На занятиях часто использую проблемные ситуации, например, перемешиваю игры, приношу письмо – просьбу, и т. д. Создаю такие ситуации, в которых навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Родителями воспитанников были изготовлены вязаные куклы для пальчикового театра к русским народным сказкам: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и др. Пальчиковый театр дает ребенку уникальную возможность быть одновременно режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Позиция воспитателя – не руководящая, а субъектная, партнёрская (следовать за детьми). Когда ребенок просит с ним поиграть, соглашаюсь, но при этом прошу принять других ребят, которых тот не хотел брать до этого момента, но так не навязчиво, что они думают, что до этого они сами додумались.
Использую также и позицию «незнающего» взрослого, «неумеющего» взрослого. Дети с удовольствие начинают объяснять то или иное событие или действие.
Заключение
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада, я думаю, что я смогудобиваться поставленной цели.
На сегодняшний день, можно уже сказать, что дети нашей группы, достигли хороших результатов. Многие научились застегивать пуговицы, молнии, держать правильно ложку, собирать крупные пазлы, работать с пластилином, составлять несложные узоры из «Мозаики», сооружать несложные конструкции из кубиков и мн. др.
Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что они владеют различными технологиями продуктивной деятельности (вышивка, вязание, тестопластика, обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми, проявляют активность в посещениях всевозможных конкурсах, выставок. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновляют меня на работу, по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование, самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Надеюсь, что результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, ДОУ, участие в городских семейных конкурсах.
Таким образом, в результате проводимой работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Надеюсь, что мой опыт взаимодействия с детьми окажется кому-то полезным.
Спасибо за внимание.