Татьяна Лепандина
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ.
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Считаю эту тему актуальной.
Главная цель, которую я поставила перед собой – способствовать развитию мелкой моторики рук ребёнка.
Для достижения этой цели наметила следующие задачи:
1. Создать условия для развития мелкой моторики рук (изготовление дидактических игр, пособий, тренажёров).
2. Формировать у родителей навыки сотрудничества и партнёрства во взаимодействиях с ребёнком и педагогами, повышать педагогическую компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Начала эту работу с массажа пальцев.
Массаж рук ребёнок может делать самостоятельно, используя различные предметы. Провожу такие игры-упражнения:
«Крути карандаш», «Непослушные шарики», «Не боюсь колючек»…
В работе я использую основной принцип дидактики: от простого -- к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для начала выбираю более простые упражнения для пальчиковой гимнастики. Упражнения проводятся в медленном темпе, сопровождаются показом с чётким проговариванием текста. Каждое упражнение проводится 2-3 раза в день по несколько минут.
Очень хорошую тренировку пальцев рук дают народные игры - потешки:
«Сорока - белобока» - поочерёдное загибание пальцев;
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка…»- загибание в кулачок и разгибание пальцев как левой, так и правой руки.
«Этот пальчик хочет спать…»- поочерёдное загибание пальцев, кроме большого.
Если выполнение упражнения вызывает у детей некоторые затруднения, то я помогаю на первых занятиях удерживать остальные пальцы от непроизвольных движений.
Выполняем такие фигурки из пальцев: «Домик», «Очки», «Шарик», «Замок», «Зайка и ушки», «Коза», имитируем игру на различных музыкальных инструментах.
В дальнейшем упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцев рук.
«У оленя дом большой»,
«Ушки-ушки»,
«Мышка мылом мыла лапу»…
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например - опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохну).
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: мозаика (крупная и мелкая, пирамидки, застёгивание пуговиц, кнопок, наборы колец разной величины для нанизывания на стержень; игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, втулочки, нанизывание бусин на шнурки…
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития дошкольника.
Определённую ценность для развития мелкой моторики у детей раннего возраста представляет центр «Песок и вода». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как:
«Водичка», «Наливаем - выливаем», «Угощение для друзей»,
«Домик для черепашки», «Ловля рыбок», переливание воды…
В наше время прилавки магазинов детских игрушек заставлены всевозможными пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей, но практика показала, что дети больше тянут к игрушкам, сделанные руками взрослых.
Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому мои малыши с удовольствием играют с ними. Мною изготовлены такие дидактические игры:
«Прищепки», «Пирамидки разной формы из дерева»,
«Солнышко», «Гусеница», «Паровоз», «Разложи грибочки в отверстия по цвету».