Баракина Ирина
Развитие мелкой моторики как важный фактор при коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов
Публикация «Развитие мелкой моторики как важный фактор при коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
Многими учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Поэтому целью моей работы является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:
• Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
• Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
• Формировать координацию движений.
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
• Способствовать развитию творческих способностей.
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
• Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
В работу по развитию мелкой моторики у детей включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимных моментах.
В своей работе по развитию мелкой моторики использую следующие приемы:
1. Пальчиковые игры.
2. Игры с предметами.
3. Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
4. Графические упражнения.
5. Пальчиковый театр.
Пальчиковая игры - это культурное наследие. В них использую русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. В комплекс «Пальчиковые игры» я включила такие виды игровых упражнений как:
– пальчиковая гимнастика. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
- пальчиковые шаги. Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Здесь использую рисование на песке пальчиком или палочкой, выкладывание палочек, ниток, крупы и т. п.
Следующий прием развития мелкой моторики – игры с предметами.
Здесь использую игры с материалами – такие как: прищепки, верёвочки, орехи, каштаны, мячи, шишки. Это повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым. Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Интересна для детей игра с прищепками, нанизывание бус, протягивание нитки через катушки, наматывание нитки на бабочку. Сюда включаю игру «Волшебный мешочек», которая развивает зрительные внимание и память, тактильное восприятие. Также использую деревянные матрешки, пирамиды, пазлы, мозаику, конструктор. Это бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Отлично развивают мелкую моторику игры – шнуровки. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Предлагала детям катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, шарики.
Развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету. Для штрихования я использовала книжки-раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер.
Пальчиковый театр с использованием пальцев рук, перчаток.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Также использую элементы изодеятельности при развитии мелкой моторики. Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Интересны и эффективны такие занятия как лепка из теста и пластилина. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезание, аппликация, а также вырезание разных фигурок из старых журналов, рекламок, картинок - полезное и увлекательное занятие. Рисование пальчиками также очень нравится детям, являясь при этом полезным занятием для развития мелкой моторики.
Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити", аппликация из ниток. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Вот на эту технику я хочу обратить ваше внимание. Интересно введение новых способов в художественно – творческой деятельности. Каждый ребенок любит и по – своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок резаными нитями. Нитки – удивительный материал и самый доступный для творчества. Изделие в технике аппликации из ниток выглядит оригинально, красиво, приемы работы с ним невероятно просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. Каждый может освоить этот вид рукоделия. Это очень увлекательное и захватывающее занятие. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются и у них появляется интерес к аппликации, рисованию. Для изготовления аппликации потребуются различные нитки, клей, ножницы и картон. Шаблон можно взять в интернете или срисовать с детской книжки, можно использовать раскраски. Работа с нитью способствуют активному развитию у ребёнка :
-мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
-сенсорного восприятия;
-глазомера;
-логического мышления;
-воображения;
-волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
-художественных способностей и эстетического вкуса;
-влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
-позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности.