Приложение МААМ

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Мария Нурбобоева
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир,

творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть,

полноценного умственного развития»

Сухомлинский В. А

Математика представляет собой сложную науку, которая может

вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных

проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к

математическим знаниям у детей дошкольного возраста. В этом возрасте

Публикация «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

закладываются основы знаний, необходимые ребенку в школе. Успешность

этой деятельности во многом зависит от умения педагога выстроить процесс

образования и общения с детьми.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов

деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных

и

личностных

проявлений,

самовыражению,

самостоятельности.

Эта

развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным

математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей

познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому

поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с

элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует

активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление

трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до

конца, поиск ответа до получения качественного результата).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач

заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её

невозможно

без

сосредоточенности,

напряжённого

обдумывания,

постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Количество и счёт.

Совершенствование умения считать в пределах 10

Старшая группа

«Считай дальше»

Цель: Упражнять детей в счёте до 10.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч

кому-либо из детей и называет любое число (в пределах 10). Ребёнок,

поймавший мяч, продолжает считать дальше (называет ещё 2 числа) и

возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому-то из детей и называет

число. Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз.

«Найди пару»

Цель: соотносить цифру с числом, упражнять в счете.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды. У каждой команды свой стол, на

одном столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры, на другом – карточки

с таким же количеством точек.

Дети бегают по группе. По сигналу они берут карточки со столов и

ищут свою пару, т. е. к каждой карточке с цифрой – карточку с

соответствующим количеством точек. Дети, оставшиеся без карточек,

проверяют, все ли пары соответствуют друг другу. Карточки возвращаются

на прежнее место, игра повторяется.

«Динь-динь» (счёт на слух)

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет

молоточком по барабану или металлофон.

Задание 1. Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь (3-4

задания).

Задание 2. Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).

«Посчитай сколько»

Цель: Упражнять детей в счете.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку,

а под ними положить карточки с кружками. Пока дети выполняют задание,

воспитатель выставляет определённое количество игрушек. Дети, пересчитав

их, показывают соответствующую цифру или карточку с кружками и

объясняют, почему именно эту цифру или карточку они показали.

Игра повторяется несколько раз со сменой игрушек.

«У кого больше пуговиц?»

Цель: развивать у детей умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10,

упражнять детей в прямом и обратном счете от 1 до 10, развивать мелкую

мускулатуру рук; закреплять умение решать математические задачи.

Материал : Игра представляет собой 2 набора полосок плотной ткани,

тактильные карточки, с пришитыми на них в хаотичном порядке пуговицами

и карточками с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: педагог раскладывает на столе квадраты и предлагает

рассмотреть их, провести пальчиками по пуговицам, назвать цвет, форму,

посчитать их.

Первые упражнения с карточками заключаются в рассматривании

пуговиц на карточке, счете их.

Далее

детям

предлагается:

«Подобрать

к

цифрам

карточки

с

соответствующим количеством пуговиц».

Затем по карточкам задаются следующие вопросы: «Сколько здесь

маленьких (красных, круглых) пуговиц? Сколько на карточке больших

(маленьких) пуговиц? Каких пуговиц больше (меньше)». Детям предлагается

задание: «Найди карточку, на которой столько же маленьких (больших,

красных, квадратных, прямоугольных, треугольных, овальных, полосатых)

пуговиц»; «Найди карточку, на которой на одну (две, три и т. д.) пуговицу

больше (меньше, поровну)» и т. д.

Предложить детям: «Разложить карточки с пуговицами в порядке

возрастания (убывания, начиная от самой большой (маленькой) рядом с

соответствующими

цифрами»

или

«Найти

и

исправить

ошибку

в

разложенном по порядку ряду карточек с пуговицами (пропущена, не в том

месте)».

Самым сложным являются задания, где ребенку завязывают глаза и он

должен на ощупь посчитать, сколько пуговиц на картинке.

«Исправь ошибку»

Цель: упражнять в умении пересчитывать предметы, обозначать их

количество соответствующей цифрой.

Ход игры: несколько групп предметов размещают на доске, рядом

ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет

местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры

без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и

цифрой. Дети открывают глаза и исправляют ошибку разными способами :

«восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству

предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество

предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия

объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить

ошибку, то он становится ведущим.

«Стройся по порядку»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят

по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они

строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети

меняются карточками. И игра продолжается.

«Найди на один меньше»

Цель: учить уменьшать числа на один.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков

от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход игры: Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в

последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как

они стоят, назвать число меньше или больше последнего. Тот, кто первый

назовет правильное число, получает флажок.

«Назови следующее число»

Цель: упражнять в определении последующего числа к названному.

Ход игры: Дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает

мяч ребёнку и называет число.

Ребёнок, поймавший мяч, называет

следующее за ним число и возвращает мяч воспитателю.

«Назови соседей»

Цель: Закрепление порядка чисел в числовом ряду, умения называть

число на один меньше или больше.

Ход игры: играющие встают в круг, водящий в центре. Водящий

бросает мяч одному из ребят и говорит любое число. Ребенок ловит мяч и

называет соседей этого числа. Возвращает мяч водящему.

«Составь число»

Цель: Совершенствовать умение составлять число 5 из едениц.

Ход игры: Воспитатель предлагает составить число с помощью

предметов: «Определите, каким числом можно обозначить количество кругов

на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета

(карточек с изображением предметов одежды, обуви)

Игра повторяется 3-4 раза со сменой карточек.

Список литературы

1. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст : Формирование и развитие

математических способностей. /Дошкольное воспитание. -2002 г. - № 2 - С.

69-79.

2. Носова, Е. А. «Логика и математика для дошкольников» / - М. : Детство-

Пресс, Санкт- Петербург, 2008.

3. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для

воспитателей детских садов. – М., 2001.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 17 июня 2024 в 17:10
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Мария Нурбобоева (УИ 1664876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД