Получи документы

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством образно-символического оборудования

Галина Родченко
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством образно-символического оборудования
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из важных аспектов образовательной области «Познавательное развитие». Развитие математических представлений у дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к образованию детей.

Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством образно-символического оборудования» размещена в разделах

Для того чтобы были реализованы задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует использование разнообразных средств развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Современных детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Педагоги стремятся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что современные воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать.

Под средствами обучения понимаются совокупности предметов, явлений, знаки (модели, действия, а также слово, участвующие непосредственно в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения — это источники получения информации, как правило, - это совокупность моделей самой различной природы [1, 45]. Одним из таких средств является образно-символическое оборудование.

В рамках опыта работы образно-символическое оборудование рассматривается как совокупность знаково-символических средств в процессе знаково-символической деятельности.

Сегодня в дошкольном математическом образовании налицо противоречие между необходимостью осуществления педагогом развития математических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации и недостаточностью обеспечения образно-символическим оборудованием и технологией его применения.

Актуальность темы работы определяет постановку проблемы : каковы педагогические условия развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования.

Цель работы: апробация педагогических условий развития математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования образно-символического оборудования.

В процессе работы решались следующие задачи:

1. Организовать образовательную деятельность дошкольников в работе с моделями (вещественными, графическими, знаковыми, плоскостными и объемными, эталонами посредством интерактивной доски.

2. Продумать возможности работы с детьми по использованию лего-схем, лего-конструирования в образовательном процессе.

3. Разработать и провести мастер-класс и выступление на педагогическом совете с целью повышения компетентности воспитателей в работе с образно-символическим оборудованием.

Работа осуществлялась в следующих направлениях на протяжении трех лет:

1. Работа с детьми младшей, средней и старшей групп.

2. Работа с воспитателями ДОУ.

Образовательная деятельность осуществлялась на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это: образовательная деятельность в режимных моментах; организованная образовательная деятельность; самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность, преимущественно, проводилась с использованием интерактивной доски. Интерактивная доска помогла вовлечь в работу всех детей. Дети с удовольствие выполняли задания. Мы могли переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот.

При организации работы с детьми использовались основные приемы обучения: конструирование по образцу; конструирование по замыслу; совместное конструирование с педагогом; конструирование по воображению; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по чертежам и наглядным схемам; тематическое конструирование.

На первых этапах играя с игрушкой, ребёнок начинает обращать внимание на самые разные признаки предмета : форму, цвет, величину, тяжесть; затем начинает узнавать и различать предметы; чуть позже сможет группировать и сортировать предметы по всем знакомым признакам. По данной системе строилась работа с детьми младшего и среднего возраста в процессе интеграции игровых технологий Кюизенера и Дьенеша. Так же в работу включаются разработанные наглядно-дидактические материалы для реализации игр с цветными палочками и логическими блоками.

Дети младшего дошкольного возраста знакомились с цветом, фигурой, величиной, обучались обобщать и классифицировать по знакомому признаку.

В средней группе для прочного усвоения знаний необходимо было заинтересовывать детей действиями с математическим материалом. Удачными были использование в игре привлекательных наглядных пособий, схем и моделей, которые подавались с занимательным разговором, с математическими шутками, использование игровых упражнений и дидактических игр с моделями, которые создавали у детей хороший эмоциональный фон. Каждая из моделей решает конкретную задачу в совершенствовании математических представлений. В игровой форме прививаются ребенку знания по формированию счетной деятельности. Ребенок, сам того не подозревая учится количественному и порядковому счету, учится считать в возрастающем и убывающем порядке, уметь узнавать цифры подряд и вразбивку, знать предыдущее и последующее числа.

По результатам диагностики старшие дошкольники испытывали трудности в названии частей суток и дней недели. Поэтому в работе с ними задачей было закрепить знания детей в ходе режимных моментов. При этом использовалась модель «Сутки». Позже, в организованной образовательной деятельности, использовались модели «Неделя», «Сутки», «Времена года» в работе с интерактивной доской. На доске были изображены части суток, дети должны были располагать их в правильной последовательности, начиная, например, с вечера или обеда, или соотносить действия, происходящие на картинке с определенным временем года.

Использовались предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражали с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Так начали вести календарь природы. Дети использовали специальные значки-символы для обозначения явлений в живой и неживой природе.

С помощью интерактивной доски учили дошкольников составлять план групповой комнаты; помогали Мишке составить план огорода, на котором он должен посадить определенное количество капусты, моркови и малины; пытались составить схему маршрута «Путь из дома в детский сад».

Далее осваивали слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, вводили код, обозначающий знак отрицания «не» (не круглой формы, значит квадратной, или треугольной, или прямоугольной; не синий, значит красный или зеленый; не маленький, значит большой и т. д.). Познакомили с

На следующем этапе проводили упражнения с блоками Дьенеша на интерактивной доске. Также обучали детей классификации геометрических фигур по двум признакам одновременно (величина, форма); выделение тех фигур, которые соответствуют данным признакам. Для закрепления представлений о фигурах, о составе чисел в своей работе использовали мнемотаблицы и мнемосхемы.

Далее использовали метод составления сюжета, метод ассоциации, для того, чтобы запомнить таблицу, придумывали рассказ, например, о «Цифре 1», «Цифре 3», проводили упражнения «На что похожа цифра» (Приложение 3).

Кроме того, в работе использовали схемы. Учили детей анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схему детали, постройке, подбирать соответствующую схеме постройку.

Важной задачей для организации самостоятельной математической деятельности детей старшего дошкольного возраста являлось включение в развивающую предметно-пространственную среду вещественных и графических моделей. Например, включая наглядную плоскостную модель «Счетный торт», не только учили детей решать арифметические задачи, но и выделять математические отношения между величинами, ориентироваться в них. Используя модель круга, создавали следующую проблемно-игровую ситуацию: «К кукле Кате пришли гости, и торт нужно поделить поровну на 4 части, чтобы каждому досталось поровну. Как это сделать?». Ребенку было показывали, что соединение частей дает целое, а вычитание части из целого дает часть. Данная подготовительная работа будет использоваться при знакомстве с арифметической задачей.

Был создан «Мини-центр конструирования», который содержит конструкторы различной модификации (от простых кубиков, до конструкторов с программным обеспечением, схемы лего-изделий).

При обучении робототехнике большое внимание уделяется теме «Роботы». Для знакомства с темой используем такие формы работы с детьми как: показ игрушки-робота, беседа о роботах, рассказ о значении роботов в жизни человека, рассматривание частей тела роботов, анализ строения робота-игрушки; рассматривание чертежей, изображающих роботов, рассматривание схем сборки роботов, изготовление схем-рисунков сборки Лего-роботов на каждого ребенка, моделирование роботов (индивидуальное и коллективное); самостоятельные работы детей по сборке роботов по схеме.

Результаты анкетирования педагогов показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитают использовать традиционные средства и формы работы, так как недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в помощи высказали большинство педагогов, они хотели бы получить помощь при возникновении проблемы. Для решения возникших вопросов по использованию образно-символического оборудования, для педагогов была проведена серия мастер–классов, по проблеме использования образно-символического оборудования в целях развития математических представлений у дошкольников.

Для организации образовательного процесса в современных условиях модернизации педагоги были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования, о возможности использования ЗСО в процессе формирования математических представлений.

Таким образом, реализация заявленных педагогических условий прошла апробацию.

На заключительном этапе работы был проведен анализ динамики уровня развития математических представлений у детей дошкольного возраста за три года, с целью определения эффективности проделанной работы. Анализ проведенной работы показал, что прослеживается устойчивая позитивная динамика развития математических представлений у детей. Показатели стали значительно выше, чем на начальном этапе диагностике. Практически по всем вопросам заданий блока преобладает высшая оценка.

Дошкольники уверенно стали группировать фигуры по нескольким признакам, что можно связать с проведением в ходе работы упражнений с блоками Дьенеша, Лего-конструктором.

Очевидно, что работа с вещественными и графическими моделями, знаково-символическими средствами дали позитивный результат. Так, дети стали уверенно называть части суток. Более уверенно отвечают и на вопрос о днях недели. Ответы были полными, сопровождались пояснениями, комментариями.

Анкетирование воспитателей показало, что педагоги в большей степени стали использовать в своей работе модели, схемы, Лего-конструкторы.

Таким образом, на основании количественного и качественного анализа данных, полученных на этапе контрольной работы, можно сделать вывод о том, что процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования является эффективным.

Список литературы

1. Вишнякова А. А., Субботина Е. С. Использование интерактивных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников / А. А. Вишнякова, Е. С. Субботина // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 2. – С. 86-92.

2. Давышова Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми / Т. Г. Давышова, В. М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 1. – С. 16.

3. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику : метод. пособие для воспитателей /Т. И. Ерофеева. М. : Просвещение, 2005. – 112 с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возрастаКонспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством образно-символического оборудования
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 18:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством образно-символического оборудования» (включая файлы) размещена пользователем Галина Родченко (УИ 296260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД