Суркова Людмила Петровна
Игры с детьми 3–4 лет на развитие логики
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование логического мышления – очень важный и сложный момент в жизни ребенка. Логически мыслит ребенок начинает примерно в 1,5 года, но уже в 3-4 года переходит на качественно новый уровень.
Помочь развить основы логики хорошо помогут логические игры для детей соответствующие их возрасту.
Особенности в развитии мышления детей в трехлетнем возрасте.
Публикация «Игры с детьми 3–4 лет на развитие логики» размещена в разделах
В этом возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. Ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению. Благодаря ускоренному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые осмысленные предложения. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может обдумывать не только реальные предметы, но и просто картинки. Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.
Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин.
О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? Когда? Для Чего? и другие.
Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов.
И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию.
Первые логические игры
Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы :
Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.
Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми такие как лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года, предметы одежды, посуду, животные и тд.
Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.
Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик и тд. Очень нравится детям игра на карточках «найди, что сдесь лишнее». Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.
Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В четырехлетнем возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой, так же сравнивание предметов "Большой или маленький". Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.
Игры для развития сообразительности и находчивости
Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова и многое другое.
Игры для развития и повышения интеллекта
Среди всех игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.