МААМ-картинки

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера

Наталья
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера»

Формирование мыслительных процессов дошкольников – одна из важнейших задач образовательного учреждения. От овладения процессами мышления зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.

Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера» размещена в разделах

Исследование психологов показывают, что успешность овладения процессами мышления зависит от того, насколько у ребенка сформированы приемы умственных действий: анализ, синтез, обобщение, сравнение, и др., иными словами – насколько у ребенка развито логическое мышление.

Слайд 2

Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях.

Слайд 3

Из всего данного множества, мы выбрали для своей работы по развитию логического мышления такое универсальное пособие, как круги Эйлера. Модели кругов Эйлера просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Основной целью игр с кругами Эйлера является освоение умения классифицировать множества по двум или нескольким свойствам.

С задачами использования кругов Эйлера в работе с детьми, Вы можете ознакомиться на данном слайде.

Слайд 5

Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий :

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений.

Слайд 6

На практике круги Эйлера представляют собой несколько кругов, которые можно изготовить самостоятельно из картона, пластика или какого-либо другого подручного материала и набора раздаточного материала (карточки с изображением предметов, различные мелкие предметы, блоки Дьенеша, кодовые карточки).

Давайте сейчас более подробно рассмотрим модели (типы) кругов Эйлера, которые мы с Вами можем использовать для развития логического мышления при работе со старшими дошкольниками.

Слайд 7 - 8

Самым простым видом кругов Эйлера являются Равнозначные круги. Которые представляют собой два одинаковых по размеру круга разной окраски. Они используются для классификации предметов по одному признаку.

Например, Игра «Предметы природного и рукотворного мира»

Для организации игры, на столе раскладывается два круга синего и зелёного цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все рукотворные объекты, а в зелёный круг - все природные объекты.

Так же можно с их помощью проводить такие игры, как «Морские и пресноводные рыбы», «Перелётные и зимующие птицы», «Съедобные и ядовиты грибы» и т. д.

Слайд 9-10

Задания постепенно усложняем, а количество кругов увеличиваем.

Следующий уровень сложности - использование трёх кругов Эйлера.

Каждый круг обозначаем каким-либо признаком с помощью карточки – символа, например квадратный, красный, большой.

Задача – разложить фигуры из набора логических блоков Дьенеша в соответствии с заданием.

Слайд 11-12

Для подобного рода игр можно использовать карточки-символы (признаки предмета, которые обозначают геометрические формы, толщину, величину, цвет. А также карточки с кодом отрицания, т. е. если необходимо обозначить отрицание какого-либо признака. Например – не квадратный, не синий, не большой, не тонкий и т. д.

Слайд 13-14

Следующий по сложности вид кругов Эйлера – Пересекающиеся – когда часть одного круга частично совпадает с частью другого.

Такой вид кругов можно использовать, например для Игры «К какой сказке относится персонаж?»

Ход игры: круги лежат, пересекаясь друг с другом. Воспитатель выбирает две карточки с названием сказок и выкладывает по сказке в каждый круг. Затем показывает карточку с изображением персонажа сказки. Дети определяют место этой карточки в круге. Если персонаж относится и к одной, и к другой сказке, карточка кладется в пересечение кругов; если персонаж относится к одной из сказок, то карточка кладется в тот круг, где лежит карточка с названием сказки, к которой относится этот персонаж; если персонаж не относится ни к одной сказке, то карточка убирается.

Данный вид кругов, так же можно использовать для игр, где детям необходимо вначале найти различия между предметами, но в тоже время и найти сходство по каким-либо признакам. Например, когда в одно множество входят красные предметы, а во второе множество – ягоды, тогда в пересечении будут находиться красные ягоды (клубника, вишня и т. д.)

Слайд 15-16

Следующий по сложности вид – Подчиненные круги– один маленький круг располагается внутри большого.

Когда все объекты первого множества входят и во второе

множество, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, например, при классификации растений. Ребёнок получает набор карточек с представителями растительного мира (деревья, кустарники, ягоды, цветы). И ему даётся задание отобрать все цветы, их он располагает в большой круг, а в малый круг ребёнок должен отобрать, например только садовые цветы (или полевые цветы или цветы, которые растут на нашем участке и т. д.)

Слайд 17-18

Следующий по сложности вид — это Соподчиненные круги – несколько одинаковых по размеру маленьких кругов располагаются внутри большого круга.

Например: такой вид кругов можно использовать при закреплении знаний по теме "Животный мир" (классификация)

1. За пределы большого круга (из ватмана, картона, обруча) кладут картинки представителей животного мира: зверей, птиц, насекомых, рыб (вперемешку).

2. Дети берут в руки все картинки и раскладывают в круги меньших размеров, которые располагаются в большом круге : (цвет кругов определяете сами) в красный – насекомых, зеленый - зверей, жёлтый – птиц, синий - рыб и определяете кого в какой круг класть схематичным изображением.

3. Таким образом Вы определили группы животных. Затем зверей можно разделить на: животных леса, животных севера, животных жарких стран. А значит в круг, где находятся звери кладёте 3 круга и размещаете в них животных по группам. Птиц можно разделить на зимующих и перелетных. А значит в круг, где расположены птицы кладете 2 круга и помещаете туда птиц. Насекомых можно разделить на ползающих и летающих. А рыб делим на морских и пресноводных.

Слайд 19-20

Ещё одним видом кругов Эйлера является Логический круг – это круг или несколько кругов, которые описывают признаки одного объекта. Данный вид заданий лучше изготовить в виде готовых карточек или можно непосредственно по ходу игры задание выкладывать из кругов и набора карточек с объектами и их свойствами.

Каждой окружности присваивается какое-либо качество. Ребёнку необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение. Важно обратить внимание ребёнка на те, качества, которые присущи ему всегда, а не иногда. Например, ваза может быть грязной, чистой, пустой – это всё временные признаки, но она всегда стеклянная – это признак постоянный.

Слайд 21

Круги Эйлера можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Слайд 22

Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать, сравнивать и классифицировать различные объекты, строить логические цепочки, рассуждать и делать умозаключения.

Таким образом, мы способствуем развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 23

И хотелось бы закончить своё выступление знаменитой фразой римского философа Сенеке «Обучая учусь».

Так давайте же уважаемые коллеги будем осваивать и использовать в своей работе как новые, так и давно забытые, но не потерявшие своей актуальности методы, приёмы и пособия, что бы поддерживать интерес к обучению у современных детей, ведь они все такие разные, забавные и удивительные.

Прикреплённые файлы:

krugi-yeilera_dk392.pptx | 13506,14 Кб
 
Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольниковИспользование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников». Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке.

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера
Опубликовано: 2 апреля 2023 в 17:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД