Наталья
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера
▼ Скачать
Слайд 1
Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера»
Формирование мыслительных процессов дошкольников – одна из важнейших задач образовательного учреждения. От овладения процессами мышления зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством кругов Эйлера» размещена в разделах
Исследование психологов показывают, что успешность овладения процессами мышления зависит от того, насколько у ребенка сформированы приемы умственных действий: анализ, синтез, обобщение, сравнение, и др., иными словами – насколько у ребенка развито логическое мышление.
Слайд 2
Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.
Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях.
Слайд 3
Из всего данного множества, мы выбрали для своей работы по развитию логического мышления такое универсальное пособие, как круги Эйлера. Модели кругов Эйлера просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста.
Слайд 4
Основной целью игр с кругами Эйлера является освоение умения классифицировать множества по двум или нескольким свойствам.
С задачами использования кругов Эйлера в работе с детьми, Вы можете ознакомиться на данном слайде.
Слайд 5
Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий :
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений.
Слайд 6
На практике круги Эйлера представляют собой несколько кругов, которые можно изготовить самостоятельно из картона, пластика или какого-либо другого подручного материала и набора раздаточного материала (карточки с изображением предметов, различные мелкие предметы, блоки Дьенеша, кодовые карточки).
Давайте сейчас более подробно рассмотрим модели (типы) кругов Эйлера, которые мы с Вами можем использовать для развития логического мышления при работе со старшими дошкольниками.
Слайд 7 - 8
Самым простым видом кругов Эйлера являются Равнозначные круги. Которые представляют собой два одинаковых по размеру круга разной окраски. Они используются для классификации предметов по одному признаку.
Например, Игра «Предметы природного и рукотворного мира»
Для организации игры, на столе раскладывается два круга синего и зелёного цвета. Детям даётся задание поместить в синий круг все рукотворные объекты, а в зелёный круг - все природные объекты.
Так же можно с их помощью проводить такие игры, как «Морские и пресноводные рыбы», «Перелётные и зимующие птицы», «Съедобные и ядовиты грибы» и т. д.
Слайд 9-10
Задания постепенно усложняем, а количество кругов увеличиваем.
Следующий уровень сложности - использование трёх кругов Эйлера.
Каждый круг обозначаем каким-либо признаком с помощью карточки – символа, например квадратный, красный, большой.
Задача – разложить фигуры из набора логических блоков Дьенеша в соответствии с заданием.
Слайд 11-12
Для подобного рода игр можно использовать карточки-символы (признаки предмета, которые обозначают геометрические формы, толщину, величину, цвет. А также карточки с кодом отрицания, т. е. если необходимо обозначить отрицание какого-либо признака. Например – не квадратный, не синий, не большой, не тонкий и т. д.
Слайд 13-14
Следующий по сложности вид кругов Эйлера – Пересекающиеся – когда часть одного круга частично совпадает с частью другого.
Такой вид кругов можно использовать, например для Игры «К какой сказке относится персонаж?»
Ход игры: круги лежат, пересекаясь друг с другом. Воспитатель выбирает две карточки с названием сказок и выкладывает по сказке в каждый круг. Затем показывает карточку с изображением персонажа сказки. Дети определяют место этой карточки в круге. Если персонаж относится и к одной, и к другой сказке, карточка кладется в пересечение кругов; если персонаж относится к одной из сказок, то карточка кладется в тот круг, где лежит карточка с названием сказки, к которой относится этот персонаж; если персонаж не относится ни к одной сказке, то карточка убирается.
Данный вид кругов, так же можно использовать для игр, где детям необходимо вначале найти различия между предметами, но в тоже время и найти сходство по каким-либо признакам. Например, когда в одно множество входят красные предметы, а во второе множество – ягоды, тогда в пересечении будут находиться красные ягоды (клубника, вишня и т. д.)
Слайд 15-16
Следующий по сложности вид – Подчиненные круги– один маленький круг располагается внутри большого.
Когда все объекты первого множества входят и во второе
множество, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, например, при классификации растений. Ребёнок получает набор карточек с представителями растительного мира (деревья, кустарники, ягоды, цветы). И ему даётся задание отобрать все цветы, их он располагает в большой круг, а в малый круг ребёнок должен отобрать, например только садовые цветы (или полевые цветы или цветы, которые растут на нашем участке и т. д.)
Слайд 17-18
Следующий по сложности вид — это Соподчиненные круги – несколько одинаковых по размеру маленьких кругов располагаются внутри большого круга.
Например: такой вид кругов можно использовать при закреплении знаний по теме "Животный мир" (классификация)
1. За пределы большого круга (из ватмана, картона, обруча) кладут картинки представителей животного мира: зверей, птиц, насекомых, рыб (вперемешку).
2. Дети берут в руки все картинки и раскладывают в круги меньших размеров, которые располагаются в большом круге : (цвет кругов определяете сами) в красный – насекомых, зеленый - зверей, жёлтый – птиц, синий - рыб и определяете кого в какой круг класть схематичным изображением.
3. Таким образом Вы определили группы животных. Затем зверей можно разделить на: животных леса, животных севера, животных жарких стран. А значит в круг, где находятся звери кладёте 3 круга и размещаете в них животных по группам. Птиц можно разделить на зимующих и перелетных. А значит в круг, где расположены птицы кладете 2 круга и помещаете туда птиц. Насекомых можно разделить на ползающих и летающих. А рыб делим на морских и пресноводных.
Слайд 19-20
Ещё одним видом кругов Эйлера является Логический круг – это круг или несколько кругов, которые описывают признаки одного объекта. Данный вид заданий лучше изготовить в виде готовых карточек или можно непосредственно по ходу игры задание выкладывать из кругов и набора карточек с объектами и их свойствами.
Каждой окружности присваивается какое-либо качество. Ребёнку необходимо найти объект, подходящий под описание тех кругов, которые имеют общее пересечение. Важно обратить внимание ребёнка на те, качества, которые присущи ему всегда, а не иногда. Например, ваза может быть грязной, чистой, пустой – это всё временные признаки, но она всегда стеклянная – это признак постоянный.
Слайд 21
Круги Эйлера можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Слайд 22
Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать, сравнивать и классифицировать различные объекты, строить логические цепочки, рассуждать и делать умозаключения.
Таким образом, мы способствуем развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 23
И хотелось бы закончить своё выступление знаменитой фразой римского философа Сенеке «Обучая учусь».
Так давайте же уважаемые коллеги будем осваивать и использовать в своей работе как новые, так и давно забытые, но не потерявшие своей актуальности методы, приёмы и пособия, что бы поддерживать интерес к обучению у современных детей, ведь они все такие разные, забавные и удивительные.