Ольга
Развитие личности ребенка в сфере гендерного воспитания. Организация предметно-пространственной развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках дошкольного образования наряду с другими образовательными областями, есть образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», которая включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».
Публикация «Развитие личности ребенка в сфере гендерного воспитания, Организация предметно-пространственной развивающей среды» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс, т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
Гендерная устойчивость формируется посредством социализации и сознания человека, зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном, школьном образовательных учреждениях, СМИ.
При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики
Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т. к. одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Гендерный подход в организации развивающей среды нацелен на успешность воспитания детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту;
3) стимулирование у педагогов желания заниматься решением данной проблемы и повышение их профессиональной компетентности в данном вопросе через изучение специализированной литературы;
4) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
При организации предметно-развивающей среды на основе гендерного подхода необходимо осуществлять:
- учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков,
- учёт этапов развития гендерной идентичности,
- учёт гендерного пространства группы.
Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков
Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в его содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, может быть невелико, так как им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например, в «Дочки-матери», или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании.
У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные, чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство.
Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Мальчикам поэтому необходимо предоставлять больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы.
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек должна быть детализирована с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия : взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь).
Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше - их назначением. В связи с этим, уголок сюжетных игр должен быть насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни.
Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами- заместителями, а значит, такая детализация предметов мальчикам не нужна. Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности.
Поэтому мальчики любят играть с различными конструкторами с разнообразными деталями, трансформерами, строительными блоками, с инструментами, наборами машин с подвижными частями.
Учёт этапов развития гендерной идентичности
Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах целесообразно использовать маркеры гендерных различий как элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, можно использовать предметные картинки с гендерной направленностью для маркировки полотенца, шкафчиков, кроваток.
Символы (архетипы) для мальчиков:
• Символы свободы и путешествий: солнце, окно, ветер, месяц, луна, мосты, космические полёты,
• Атрибутика путешествий: колёса, самолёт, велосипед, машина, лодка, ракета и т. д.
•Символы силы, мощи и воли: трактор, подъёмный кран, кит, штанга, поезд, роботы
• Символы стойкости: треугольник, квадрат, высокое дерево, дом;
• Символы борьбы: меч, копьё, лук, стрелы, шлем, щит, крепость;
• Символы победы: флаг, горн, колокол
Символы (архетипы) для девочек:
• Символы жизни и материнства: яйцо, птенцы, колыбель, куклы, коляски;
•Символы женственности (нежности, изящества, лёгкости) : воздушные шарики, порхающие птицы, принцессы;
• Символы женской красоты: цветы, шляпы, броши, бусы;
• Символы очага и домашнего уюта: дом, стол, занавески, чайник, пирог;
• Символы достатка в доме: ягоды, фрукты, овощи, грибы
При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению.
Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения.
Таким образом, гендерный подход, т. е. учет половых различий детей, при организации развивающей предметно-пространственной среды, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.
Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это должен знать и учитывать каждый педагог при организации образовательной деятельности и в процессе воспитательной работы.