Непримерова Алевтина
Развитие личности ребенка с ОВЗ средствами технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на заседании круглого стола методиста МБУДО СЮТ г. Донецка
Непримеровой Алевтины Васильевны
Тема: «Развитие личности ребенка с ОВЗ средствами технического творчества».
В конце ХХ в. Произошли существенные изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместо концепции «социальной полезности», определяющей образовательно – воспитательную работу с детьми – инвалидами с конца ХIХ и до конца ХХ в., внедряется концепция «Человеческого достоинства» детей, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации.
Публикация «Развитие личности ребенка с ОВЗ средствами технического творчества» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Определяемая государством, цель современного ДО как «развитие мотивации, ориентированный на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных программ» подчеркивает положение о том, что оно является мощным фактом развития личности. В свою очередь жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в свободное время значима и должна быть более социально-педагогически ориентирована.
Оптимальной моделью, позволяющей организовать процесс формирования социального опыта и развития личностной культуры у детей и подростков с ОВЗ, являются творческие центры по вопросам, которые главной педагогической целью деятельности ставят организацию процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени через ориентацию на определенную социально значимую ценность; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого ребенка.
Система ДОД - неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, ценностного, интеллектуального, физического, культурного развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, в сфере досуга. Особо этот вопрос касается дополнительного образования детей с ОВЗ, дефектами развития, т. к. эта категория детей требует особого внимания социума.
Наше общество в настоящих условиях еще не готово принять этих детей в качестве его полноправных членов, кроме того, отсутствуют условия, способствующие их интеграции в социум, а именно: нет социальных психокоррекционных и психоразвивающих программ, отсутствуют специально обученные педагоги, психологи, социальные работники; не созданы условия для их профессиональной подготовки.
В этой связи возникает потребность создания более гибкой системы специального образования, активно сотрудничающей с системой ДО, которая могла бы развиваться и функционаровать как на основе традиционно сложившихся форм, так и на основе интегрированного подхода. Суть интегрированного подхода в данном контексте заключается в том, что детям с отклонениями в развитии создаются равные возможности с их здоровыми сверстниками в получении как специального, так и дополнительного образования, необходимого для их адаптации и полноценной интеграции в обществе.
Правовой его основой являются документы, в которых определены международные нормы в области образования детей-инвалидов: «Декларация о правах инвалидов»; «Декларация о правах умственно отсталых лиц»; «Конвенция о правах ребенка»; «Всемирная программа о правах, действий в отношении инвалидов»; «Стандартные правила по обеспечению для инвалидов равных возможностей». В названных документах образование детей – инвалидов рассматривается с позицией наиболее полного обеспечения условий обучения и воспитания в интегрированных образовательных структурах. Проблемой является недостаточность социальной и трудовой адаптации выпускников коррекционных школ, в том числе, из-за весьма ограниченного выбора в школьном трудовом и профессиональном обучении. А также из-за сложившегося стереотипа отторжения детей этого контингента существующими УДОД.
Техническое творчество, как вид деятельности в традиционном смысле, требует такие качества ума, как умение сопоставлять, комбинировать, анализировать, находить связи, зависимости, закономерности, планировать и предугадывать результаты конкретной деятельности. У детей с ОВЗ, в большей мере это обусловлено социально-воспитательными причинами, успешно развивается исполнительская деятельность. Здесь можно говорить о развитии внимания, памяти, умения копировать в широком смысле слова, совершенствовать какую-либо конкретную деятельность. Следует отметить, что учащиеся с ОВЗ более успешны в наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении (соответственно и в конкретной деятельности).
Техническое творчество является оптимально адекватной коррекционно-развивающей формой для определенной гармонизации личности таких детей (когда на ряду с активизацией мыслительной деятельности улучшаются навыки интерперсонального общения, а также мотивационные и эстетические аспекты, расширения диапазона деятельности детей, обогащения их социальных связей. Не секрет, что вопросы роли и места обучения творческой деятельности детей с ОВЗ, осуществляемой сегодня в большинстве УДОД, находятся в стадии становления и развития, ведутся экстремальные исследования в данном направлении.
По мере усвоения детьми основных тем учебного курса большую роль начинают играть индивидуальные формы работы. Основа образовательного процесса эксперимента – практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом. Направленность занятий может быть предметной: подготовка к восприятию трудных программных тем, восполнение пробелов предшествующего обучения и тр.
Применение игровых моментов в процессе обучения оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие воспитанников. Широко применялись на занятиях игры на развитие наблюдательности, усидчивости, математического мышления, пространственного воображения. В ходе игр у детей формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор. Исходя из положения и тесном взаимодействии ручной моторики и развития речи, в структуру занятий были включены различные упражнения на развитие и совершенствование тонкой ручной моторики. Данные упражнения способствуют совершенствованию статической и динамической координации кисти и пальцев рук, переключаемости, ритмической организации движений, развитию ориентировки в пространстве. Упражнения необходимо проводить в определенной последовательности, с показом, и только после этого – по словесной инструкции.
Организация и проведение систематических занятий начальным техническим творчеством с детьми с ОВЗ направлены не только на воспитание у детей чувства прекрасного, понимая красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, а также на развитие навыков конструирования, моделирования, макетирования, умения работать с инструментами и техническим оборудованием.
Благодаря занятиям техническим творчеством в условиях ДО интеграция детей с ОВЗ в социальную среду здоровых детей будет успешно реализовываться, если, конечно, для этого будут успешно реализовываться, если, конечно, для этого будут созданы необходимые психолого-педагогические условия. В результате: обеспечивается возможность детям с ОВЗ заниматься в свободное от учебного процесса время дополнительным образованием, в частности техническим творчеством; увеличиваются возможности, необходимые для роста личностных качеств воспитанников, их культурных ценностей, творческих способностей за счет накопления багажа дополнительных ЗУН, полученных на занятиях техническим творчеством; техническое творчество как творческий процесс является своего рода психо-терапией для детей с ОВЗ; влияние технического творчества оказывает положительное действие на развитие интегральной культуры детей с ОВЗ.
Интеграция детей с ОВЗ в УДОД – одно из важнейших средств подготовки ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе. Идеологически процесс интеграции связан с переменами в общественном сознании, а именно: обращением к общечеловеческим ценностям, признанием приоритета интересов каждой отдельной личности, ее права на полную самореализацию, свободный выбор путей и средств реализации своих возможностей и потребностей в соответствии с собственным физическим, эмоциональным, интеллектуальным потенциалом.